Литва рискует потерять Куршскую косу, Польша — Балтийскую
Фото: Игорь Зарембо/ТАСС

В ответ на блокаду Калининграда Россия может сделать очень больно и Вильнюсу, и Варшаве

На днях Литва по указанию Еврокомиссии решила ограничить железнодорожные грузоперевозки между Калининградской областью и основной территорией России. Причём — явочным порядком, предупредив об этом менее чем за сутки, а обязаны были сообщить хотя бы за пять дней. И на этот раз российские власти не намерены спускать на тормозах явно не дружественные действия соседей.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал решение литовских властей незаконным и беспрецедентным. По его словам, сложившаяся ситуация в ближайшие дни будет проанализирована, после чего будут приняты меры. Какие? О, тут у России выбор большой!

То есть нас пугают, а нам не страшно. Наоборот, бояться должны те, кто затеял это санкционное безумие. Потому как большинство сопредельных с Россией государств веками были частью Российской империи или других государств. Так что как-либо покушаться на российские территории чревато потерей тех, которые они привыкли считать своей собственностью. Применительно к Калининградской области и приграничным районам речь может зайти о Балтийской и Куршской косах, на которые Россия имеет полное право претендовать.

Например, Балтийская коса, узкая полоска суши, отделяющая Калининградский залив от основной части Гданьского залива, сейчас принадлежит частично РФ, частично — Польше. Но в 1756—1762 годах она входила в состав Российской империи, а потом перешла к Германии и числилась немецкими владениями до 1945 года.

Длина косы — 65 км, из которых 35 км на северо-востоке принадлежат России (Балтийская коса Калининградской области), остальные — Польше, тамошнее название — Вислинская коса. Ширина этой полоски — 300—1800 м в средней и южной частях и 8−9 км в северной. Там прекрасные песчаные пляжи и красивейшие дюны.

Куршская коса, которую делят Россия и Литва, до конца Второй мировой тоже была владениями Германии. Протяжённость этой косы 98 километров, ширина колеблется от 400 метров до 3,8 километра. Не так уж и много по площади, но она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы имеем дело с уникальным природно-антропогенным ландшафтом и территорией исключительного эстетического значения, входящей, наряду с Хельской и Балтийской косами, в балтийский комплекс песчаных кос, аналогов которому нет в мире.

В общем, эстетически — красота, геополитически — важная стратегическая территория. Ведь точкой отсчета для проведения морских границ служит побережье. Первые 12 миль от него называются территориальными водами страны. Это примерно 22,71 км. Следующие 12 миль после них — прилегающая зона, которую согласно Конвенции ООН по морскому праву государство может в той или иной степени контролировать.

Понятно, что даже узенькая полоска земли, выступающая в море, расширяет зону контроля сразу на 24 мили влево-вправо от неё. Плюс на ней могут располагаться важные объекты: как сугубо военные, так и гражданские. Например, на Куршской косе расположен крупный литовский порт — Клайпеда. Ну и зона рыбного промысла тоже расширяется.

В случае с Балтийской и Куршской косами Россия имеет право владеть ими целиком, а не только частями, — напоминает военный эксперт Михаил Александров.

— Что касается Литвы, то та же Клайпеда (крупнейший город на Куршской косе — ред.) — это та территория, которая была получена Советским Союзом после Второй мировой войны. Тогда Восточную Пруссию разделили на три части. Одна часть отошла Польше, вторая — отошла к РСФСР, а третью украла Литва.

Украла — потому что до сих пор не могут найти документов, в соответствии с которым было принято решение о присоединении Клайпеды к Литве. И вообще, литовцы считают, что это их территория, забывая, что они оттяпали её у Германии после Первой мировой войны совершенно наглым образом. Потом-то немцы её себе вернули, а СССР получил её после войны.

Давно пора поднять вопрос о территориальной принадлежности Клайпеды. Раз они отрицают всё советское наследие, то это должно касаться и земель. Они вообще много чего могут потерять. Польша, к примеру, может претендовать на Вильнюс. Белоруссия тоже может получить внушительный кусок. А Россия на законных основаниях может претендовать на Клайпеду. Тем более, русское население там составляет процентов двадцать пять, а русскоязычное — так более 50%. И сейчас мы можем поставить вопрос так: раз договор о транзите не действует, то и договор о признании границ с Литвой тоже не действует, и Клайпеда должна быть возвращена в состав РФ.

«СП»: — А если Литва не согласится возвращать земли и выступит против России с оружием в руках, НАТО её поддержит или скажет: ребята, сами разбирайтесь?

— Это без разницы. Спецоперация показала, что натовские инструкторы и наёмники бесполезны, так же как и их техника. Литва будет смята за несколько дней и перестанет существовать как независимое государство, по крайней мере, в тех границах, которые имеются. Часть отойдёт нам, часть — Белоруссии, будет сухопутный коридор в Калининградскую область, а маленький анклавчик с центром в Каунасе — это останется для литовцев. Откуда они вышли — туда и вернутся. Так что Россия смело может выдвигать территориальные претензии.

Политолог Вадим Трухачёв считает, что для того, чтобы привести Литву к общему знаменателю, достаточно будет жёстких экономических и политических мер. При этом альянс скромно постоит в сторонке.

— НАТО впишется за Литву, только если Россия нанесёт по ней ракетный удар. Но для того, чтобы литовцам было больно, совершенно не обязательно по ним стрелять. И Россия вряд ли будет давать повод для вмешательства альянса. Экономический удар будет куда больнее. Кроме того, Россия должна надавить на Белоруссию, чтобы та прекратила пользоваться портом Клайпеды. Тогда удар станет совсем сокрушительным. Учитывая, как сильно литовцы вовлечены в попытки свержения Лукашенко, это совсем не невозможно, — считает эксперт.

Видимо, в Литве это тоже понимают. Поэтому литовский МИД поспешил перевести стрелки на Евросоюз. Даже вручили Временному поверенному в делах России Сергею Рябоконю ноту с разъяснениями ограничительных мер касательно транзита грузов в Калининградскую область. «Литва не ввела никаких односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений. Литва последовательно осуществляет санкции ЕС, у которых есть разные переходные периоды и сроки вступления в силу», — говорится в сообщении.

svpressa.ru

Добавить комментарий