Несмотря на угрозы конфискации имущества, миллиардеры из РФ продолжают путешествовать по Европе на личных самолетах
Самолеты российских олигархов продолжают летать в воздушном пространстве Европы, несмотря на санкции, введенные в самом начале спецоперации, утверждает немецкая газета Welt am Sonntag, изучившая данные отслеживания рейсов. В общей сложности издание зафиксировало около 30 таких полетов за последнее время. Для того, чтобы найти лазейку в европейское небо, используются подставные компании и офшорные регистрации, что позволяет скрыть реального владельца техники, утверждает издание.
В частности, в начале марта самолет Bombardier с регистрационным номером T7−7AA, находящийся под управлением швейцарской компании и зарегистрированный в Сан-Марино, вылетел из Ниццы в Стамбул, но Welt утверждает, что он принадлежит бизнесмену Альберту Авдоляну. Зарегистрированный в Люксембурге борт, который издание связывает с предпринимателем Виктором Вексельбергом, смог в апреле вылететь из европейского аэропорта, после чего приземлился в Нур-Султане.
«Применение санкций против бизнес-джетов и вертолетов, зарегистрированных за пределами России и принадлежащих нероссийским компаниям, иногда затруднено из-за непрозрачных структур собственности», — сказал в беседе с Welt am Sonntag неназванный европейский чиновник.
Закрытие воздушного пространства для российских самолетов вошло в пакет санкционых мер, которые Евросоюз начал вводить с конца февраля. В рамках ограничительных мер лизингодатели стали арестовывать лайнеры российских авиакомпаний за границей. Арест активов коснулся не только государственной, но и частной собственности попавших по санкции россиян, в том числе яхт, вертолётов и бизнес-джетов. В Кремле сочли это ограблением.
«Это абсолютно честные законные предприниматели. Их ограбили. Их ограбили так же, как на Диком Западе с помощью „Смит энд Вессона“ грабили путешественников», — говорил Дмитрий Песков.
Европейский союз по данным Еврокомиссии после начала СВО на Украине заморозил активы российских бизнесменов на сумму около десяти миллиардов евро, а сейчас активно разрабатывается законодательство, которое эти активы позволит конфисковать. И несмотря на все эти ограничения, санкции и аресты собственности, российские миллионеры и миллиардеры, если верить Welt, окольными путями продолжают летать в Европу.
Конечно, возможно они пытаются спасти от разграбления свои оставшиеся активы и перевести их в Россию, и для этого ездят в ЕС и решают эти вопросы. Но, скорее, олигархи настолько привыкли зарабатывать в России, а тратить на Западе, что не могут так просто отказаться от привычного образа жизни и готовы хоть так пробираться в Европу.
Вопрос в том, будут ли европейцы закрывать на это глаза или начнут отлавливать таких нарушителей. И еще более интересно, станут ли на это реагировать в Кремле. Ведь хотя поездки в Европу не запрещены, такая настойчивость некоторых граждан может вызвать вопросы.
Генеральный директор Института региональный проблем Дмитрий Журавлев считает, что Запад сам заинтересован в том, чтобы российские олигархи продолжали вкладывать деньги в его экономику, несмотря на все запреты. Но в перспективе это может вызвать у них затруднения в России.
— Во-первых, у них там банально остались дела, которые так быстро не завершить. Ну а во-вторых, у них могут отнять собственность, но вложения-то в западную экономику по-прежнему приветствуются. У многих бизнесменов в России еще больше денег, чем на Западе, и европейцам нужно, чтобы их переводили и вкладывали в их страны.
«СП»: — То есть европейцы сознательно закрывают глаза на такие нарушения санкционного режима?
— Да, в тех случаях, когда человек приходит с большими деньгами. Естественно, не на официальном государственном уровне. Государство просто говорит: «Ой, мы не знали, чей это борт, уж извините, мы его упустили, и он улетел. Но обещал вернуться». Бизнес же только радуется, потому что получил новую порцию вложений.
«СП»: — Но почему российские бизнесмены продолжают что-то вкладывать на Западе, если там уже арестованы их активы на миллиарды долларов?
— Действительно, интересный вопрос, почему они такие храбрые и думают, что если вложат новые деньги, их не заберут так же, как старые. Но на самом деле психология бизнеса и политики зачастую очень далеко от здравого смысла. Многие считают, что ограбят всех, но только не их.
«СП»: — Будут ли российские власти как-то реагировать на такие полеты?
— Но у нас ведь не запрещено выезжать за рубеж, в Европу и вкладывать там деньги. Поэтому и реагировать на это власть никак не может. Хотя не исключаю, что спецслужбы фиксируют активные взаимодействия с Западом наших крупных бизнесменов. Это было бы логично. Пока они ничего не нарушают, просто решают какие-то личные дела. Но вот потом, когда кто-то из них придет за государственной дотацией, ему скажут: «Извини, как раз на тебе деньги закончились».
У наших предпринимателей нет готовности полностью разорвать связи с Европой, потому что они в голове западники. Но и у Запада на самом деле нет желания полностью от нас отгородиться, поскольку им не выжить без нашего рынка. У них все, что можно было поделить, поделили еще 150 лет назад. А жить-то как-то надо, вот мы и видим такие новости.
Депутат Государственной Думы Сергей Обухов считает, что, несмотря на спецоперацию, самые состоятельные россияне не готовы рвать свои связи с Западом, и его это вполне устраивает.
— Правильней говорить не о «российских олигархах», а о ста тысячах семей, которые являются главными бенефициарами выстроенной за последние 30 лет системы. Я неоднократно говорил, что у нас создан «золотой пылесос»: выкачивание ресурсов из Российской Федерации, перекачивание их на Запад и уже там освоение. Быстро перекрыть доступ такой огромной массе народа вряд ли быстро удастся.
Мы видели, что власть сначала замахнулась на ограничение вывоза валютной прибыли в размере 80%, потом снизила до 50%, а теперь ослабила и эти ограничения. Пока кардинальных условий для прекращения вывоза капитала создано не было. Те небольшие ограничения, которые вводились, просуществовали совсем недолго. Власть одной рукой прекращает вывоз капитала, а другой сама дает ему послабления. Никто всерьез за нашу олигархию не взялся.
А то, что и на Западе все коррумпировано, вряд ли должно кого-то удивлять. Поэтому и появляются сообщения о бизнес-джетах наших бизнесменов, которые спокойно продолжают летать в Европе. Люди встроены в эту систему. Какие-то особо приближенные к российскому руководству лица были наказаны.
Но, несмотря ни на что, некоторые наши ведущие олигархи продолжают своей деятельностью фактически финансировать Вооруженные силы Украины. По крайней мере, мы слышим сообщения о том, что бизнес на Украине есть у Михаила Фридмана, Петра Авена, не говоря уже о бывших украинских олигархах, которые переехали в Россию. У капитала нет отечества. Его отечество там, где деньги, спецоперация или нет.
Я считаю, что цель спецоперации — это и деолигархизация, что в России, что на Украине. Тогда будет и демилитаризация, и денацификация, и будущее у наших народов.
«СП»: — Будет ли Европа бороться с нарушителями санкционного режима?
— Все эти аресты имущества тоже избирательны и проводятся скорее для отчетности. Мы видим, что значительная часть нашего олигархата этих санкций не боится и надеется, что все еще вернется на круги своя. У нас вообще самая большая проблема в том, что так думает и большая часть правящего класса и чиновничества. Они мечтают, что все станет, как раньше, и этот золотой пылесос будет и дальше работать на Запад.