В Государственную думу внесён проект закона, упрощающего получение гражданства России для многих. Теперь главное, чтобы гражданами становились те, кто нужен России. А не "все, кроме русских".
Беспаспортный бродяга не нужен никому
Начнём с простой и правдивой истории. Вот парень по имени Владислав, профессиональный спортивный тренер и хороший человек. Он работает в России нелегально, хотя и по специальности. Он получает неплохую зарплату, но только наличными. Устроиться на работу, как делают все нормальные люди, для него – большая проблема. Дело в том, что русский парень Владислав – мигрант.
Но он – мигрант не из одной из стран, бывших республик СССР, входящих в ЕАЭС. Он не из Казахстана, не из Белоруссии, не из Армении или Киргизии. Он даже не из одной из стран СНГ, откуда приезжают к нам миллионные толпы строительных рабочих и дворников. Не из Таджикистана, Узбекистана. Он не потомственный торговец из Азербайджана.
Он из Донбасса.
Ему надо кормить семью – и делать это, работая в Подмосковье, много проще, чем оставаясь на малой родине. Он не один такой. Он – один из сотен тысяч. И проблема у него, можно сказать, типичная. Паспорт незалежной Украины у него просрочен. Очередь на получение паспорта Донецкой народной республики – очень длинная. В большинстве отделений даты выдачи по электронной очереди расписаны до 2023 года. По "живой" – кое-где можно получить за пару месяцев, но при условии перекличек через день, а участвовать в них из Подмосковья проблематично.
Без паспорта ДНР получить русский паспорт Владислав не может. И официально работать в России он не может. Беспаспортный бродяга получается.
Конечно, в своей беде он во многом сам виноват. Ведь гражданами России уже официально стали более миллиона граждан ДНР и ЛНР. Такой информацией 13 декабря поделилась с РИА Новости сенатор от Севастополя Екатерина Алтабаева. Однако до войны население Донецкой и Луганской областей составляло в сумме почти 7 миллионов человек. Как ни считай, большинство из них гражданами России пока не стали.
А трудолюбивые мигранты совершенно необходимы
Не стали, хотя Россия привлекает на свою территорию миллионы мигрантов, сотни тысяч из которых очень хотят и вполне могут становиться гражданами России. Мигрантов, которые, по совершенно официальным данным, несут ответственность за ухудшение криминогенной ситуации практически везде, где массово работают – или теряют работу, но не уезжают.
По данным МВД, до начала эпидемии коронавируса в России ежегодно находилось от 9 до 11 миллионов иностранных граждан. Минимальное количество в 2020 году составляло 6 миллионов человек. Только 1,4 миллиона из них имели официально право работать в России – на основании патентов или получив официальное разрешение на работу. Но у каждого из них было больше прав жить и зарабатывать в России, чем у Владислава, который сам виноват в своей беде и с которого мы начали этот разговор. Потому что у него просрочены документы, а у них – нет.
И у многих из них есть гораздо лучшие шансы получить гражданство России. В том числе и у тех, кто едва знает русский язык.
Проект закона, который внесён 29 декабря в Государственную думу и который депутаты уже пообещали рассмотреть без проволочек, предполагает сокращение числа требований при получении гражданства более чем к 20 категориям лиц. Речь идёт, в частности, о:
- гражданах бывшего СССР и их детях;
- участниках госпрограммы по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников, живущих за рубежом (буксует);
- людях, близкие родственники которых живут в России и являются её гражданами (весь аул – братья);
- людях, чьи родственники по прямой восходящей линии постоянно проживали на территории Российской империи или СССР (но в пределах государственной границы современной России).
Понятно, что Владиславу из Донбасса новый закон не поможет. Но кто на практике воспользуется льготами, которые даёт новый закон?
Особо тяжкие сограждане
Конечно, хотелось бы думать, что в первую очередь это будут русские люди, которые хотят жить на Родине. Однако есть основания полагать, что новым законом в первую очередь воспользуются мигранты – и как раз те, которых мы уже привыкли опасаться.
Опасаться не без оснований. Можно вспомнить множество историй из разряда криминальной хроники, о которых писал Царьград. А можно обратиться к данным статистики.
Вот, к примеру, в апреле 2021 года в Общественной палате Москвы Дмитрий Сергиенко, начальник Управления по вопросам миграции ГУ МВД по городу Москве сообщал:
Согласно статистике за три первых месяца 2021 года, число преступлений, совершённых иностранными гражданами, увеличилось на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В абсолютных цифрах это более 2000 преступлений против 1500 в первом квартале прошлого года. При этом число особо тяжких преступлений выросло ещё больше – на 48,7%. В основном эти преступления совершили граждане ближнего зарубежья – это Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан.
Совершенно неудивительно, что именно приезжие из этих стран лидируют по количеству преступлений. Ведь их в Москве больше всего – по словам того же Сергиенко, абсолютное большинство мигрантов – 93%, приезжают из безвизовых стран: это Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.
Будет также неудивительно, если в дальнейшем именно выходцы из этих стран станут главными выгодополучателями нового закона.
Немножко дёгтя в большую бочку
К счастью, проект закона содержит в себе не только послабления. Есть и некоторые рогатки на пути тех, кто очень хочет стать гражданином России, но не очень России нужен. Например, "концепция нового документа не предполагает предоставления гражданства на основе формальных критериев, не учитывающих реальной связи лица, претендующего на приобретение гражданства, с Российской Федерацией". А ещё законопроект направлен против фиктивных браков, которые заключаются ради гражданства (случай не такой уж редкий). Упрощённое приобретение гражданства при заключении брака предусмотрено "только для случаев наличия в браке общего ребёнка".
Что в законопроекте безусловно хорошо – так это возможность не только получения гражданства России, но и лишения гражданства за ряд тяжких преступлений. Легко можно представить себе вой либеральной общественности – как же, ведь в Конституции указано, что никто не может быть лишён гражданства. Однако речь ведь идёт о тех, кто не родился гражданином России, а получил гражданство – совершенно естественно и правильно, что Россия может не только даровать паспорт, но и отобрать его.
Что с того?
Создаётся впечатление, что новый закон, когда он будет принят, при желании можно использовать на благо русских людей. Но для этого нужно желание. А желание у чиновников совсем иное – привлекать новых мигрантов нужных (если верить птенцам гнезда хуснуллинского) специальностей. Давая им право жить и работать в России не временно, а постоянно, а Фемиде – право лишать этого права "неправильных" новых граждан.
Пряник большой и вкусный, кнут тоже большой и опасный. Всё так. Но станет ли больше в России русских граждан? Это вопрос. Пока вопрос.