Источники во властных кругах утверждают, что проект отложили в долгий ящик, чтобы, возможно, снова использовать на президентских выборах 2024 года.
Инсайдеры, близкие Кремлю, признали, что громкая идея министра обороны РФ Сергея Шойгу о строительстве в Сибири нескольких новых городов нереализуема. Сам он о своем плане давно не вспоминает. Сразу после выборов публично сомневаться в этом замысле было непринято, критику строительного проекта Шойгу только на днях «легализовал» вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Министр обороны вспомнил про заброшенный супергород Электроград?
Сибиряк Шойгу еще несколько лет назад выступал с подобными планами, однако на федеральном уровне строительный проект от министра обороны начали активно обсуждать во время недавней думской предвыборной кампании.
Учитывая, что Сергей Шойгу на думских выборах являлся первым номером федерального партсписка «Единой России», то есть главным «паровозом» «партии власти», возникло подозрение, что этот строительный гигантизм – обычная предвыборная риторика. Тем более, что никаких других столь же увлекательных идей «единороссы» не предлагали.
Впрочем, большинство отнеслось к проекту всерьез. Предполагалось, что первый город «от Шойгу» разместится в Минусинской долине на юге Красноярского края. Президент Владимир Путин еще в 2019 году на Петербургском экономическом форуме поручил правительству РФ и Российской академии наук проработать варианты использования Минусинской котловины. Региональные СМИ выяснили, что Шойгу, возможно, хочет реанимировать советский заброшенный проект – примерно 50 лет назад в Минусинской долине планировалось построить 12 крупных заводов. Привычный для советской эпохи гигантизм. Предприятия должны были производить продукцию для энерготехнического комплекса Ангаро-Енисейского макрорегиона. Здесь же в перспективе планировалось создать учебный и научный центры, построить новый город Электроград, в состав которого войдет Минусинск и в перспективе даже столица Хакасии Абакан. В перестройку начатый было проект (возвели два предприятия) забросили, сейчас вся промплощадка — место сбора металлолома. Однако много чего осталось: необходимая для строительства нового кластера транспортная инфраструктура, близость к Саяно-Шушенскому каскаду ГЭС, чьи мощности используются менее чем на 1% и т.д.
Любопытно, что и в Красноярском крае, и в Хакасии местные власти публично предпочитали не комментировать озвученные Шойгу идеи, напоминающие реанимацию советского проекта. Анонимно же признавали, что в районе, несмотря на риторику по федеральным телеканалам, нет никаких признаков подготовки к масштабному строительству. Какой-либо официальной информации, подтверждающей планы Москвы, также не было.
Планировалось, что до конца осени Сергей Шойгу изложит президенту Владимиру Путину подробный план («Проект создания корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона»), однако ни о каком докладе до сих пор не сообщалось, да и тема выпала из информационного потока. Для Шойгу возникла профессионально более близкая тема – противостояние НАТО из-за Украины. Возможно, стало не до проекта сибирских городов.
Хуснуллин против Шойгу?
«Московская газета» сообщала, что в ноябре в официальной «Парламентской газете» неожиданно вышла публикация о том, что грандиозный мобилизационный проект Шойгу может не реализоваться из-за «компрадорского», либерального сопротивления. Некие оппоненты проекта будут ссылаться на нехватку денег, хотя на самом деле на столь нужные цели средства в России найти можно, утверждалось в публикации. Никаких имен колумнист издания не приводил.
И вот на днях вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, комментируя в интервью ТАСС предложение главы Минобороны РФ построить новые города в Сибири, сделал громкое заявление.
«На мой взгляд, нужно не дополнительные мегаполисы строить, а благоустраивать те, которые есть. Любой новый масштабный проект — это колоссальная нагрузка на инфраструктуру», — сказал Хуснуллин.
На прямой вопрос: «Вы против идеи Сергея Кужугетовича?» он ответил так: «У меня отношение такое… двоякое. Надо оценивать каждый конкретный случай».
После озвучивания такого мнения тренд изменился, и в СМИ появились и критические комментарии по поводу идеи Шойгу, уже от имени рядовых граждан: «Идея про новые города попахивает утопическим советским гигантизмом… Создайте человеческие условия жизни в уже существующих городах, а потом уже беритесь за новые! Столько провинциальных маленьких городов умирает, а он еще для кого-то строить собрался. Благоустройте эти, люди будут благодарны».
Близкие Кремлю информационные ресурсы заявили, что анонсированная перед выборами в Госдуму РФ идея строительства новых городов в Сибирском округе уже ушла из повестки и в дальнейшем будет «выхолащиваться». Проблем при реализации амбициозного проекта несколько: нехватка человеческого ресурса и рабочей силы как для строительства городов, так и их последующего заселения. Источники в администрации президента также не уверены в реальности привлечения инвестиций для столько финансовоемкого и масштабного проекта как строительство новых городов и обеспечивающей их инфраструктуры в далекой Сибири.
Критикующий либералов политолог Евгений Сатановский полемику Шойгу и Хуснуллина, по данным СМИ, назвал спором, в основе которого лежит разный подход к деньгам и разные результаты. Как следствие, у одного из них стратегия якобы сводится ни много ни мало к «уничтожению России»:
«Для одних людей страна сама по себе важна и деньги, в том числе бюджетные, нужны именно для того, чтобы она развивалась и ни для чего другого. Для других она — в первую очередь источник дохода, так что лучше на неё тратить поменьше, а зарабатывать на ней побольше, причём здесь и сейчас. Какие могут быть проекты, рассчитанные на поколения?! Зачем они вообще? В итоге у одного есть страна, а у другого её нет. Но этого он, пока всё не накроется, не понимает, а когда накроется, понимать поздно будет».
Озвучивание планов по строительству новых городов в Сибири могло быть частью предвыборной кампании «Единой России». Красноярские чиновники рассказали сайту URA.RU (любопытно, что само издание считают близким некоторым кремлевским чиновникам), что эту версию не опровергают. «Все может быть. Это не столько обусловлено предвыборной кампанией, сколько обусловлено естественным ходом событий. В любом случае этот проект может быть запущен не раньше, чем через два-три года. Это как раз будет под президентские выборы».