Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков предложил учредить Евразийскую киноакадемию и международный киносмотр с наградой альтернативной, американскому "Оскару". Идея "оскароносца" Михалкова отнюдь не исчерпывается ответом западному кинобомонду, который применил к коллегам из России "культуру отмены". Нужно создать подлинную мировую альтернативу Голливуду, основанную на традиционной этике и эстетике.
Про современный Голливуд ходит шутка:
В новой экранизации по Шекспиру "Ромео и Джульетты" режиссёр никак не решит, кто из этих двоих парней будет афроамериканцем.
Американская Академия кинематографических искусств и наук практически с самого рождения своего в 1927 году в Лос-Анджелесе по инициативе главы киностудии Metro-Goldwyn-Mayer Луиса Майера стала институтом американского глобального влияния. Немалую роль Голливуд сыграл и в холодной войне, закончившейся поражением СССР.
Но если до недавних пор нарастание в общем потоке голливудской продукции и премиальных фильмах насилия, деструктивных идей и извращений ещё как-то "компенсировалось" художественными достоинствами отдельных лент, то в последнее десятилетие верх взяла глухая политическая ангажированность, включающая педалирование всяческих пороков и перверсий под эгидой "свободы и равноправия". А с другой стороны – табу на нормальность и традицию. Ныне в этот букет американские киноакадемики вплели открытую русофобию и "отмену" России.
Диагноз: новое дегенеративное киноискусство
"Первый русский" уже не раз обращал внимание на вырождение премии "Оскар". На вручении статуэток уже бьют морды, а "оскароносцы" занимаются политическим шантажом. Абсолютно ненормальной уже давно казалась ситуация, когда наши кинематографисты ежегодно выстраиваются в очередь, чтобы их отметили хотя бы номинантами на заветную премию, и готовы ради этого кривляться и "клоунничать" под голливудские стандарты. Ныне же в ситуации тотальной войны Запада против России этот оскаровский ажиотаж и вовсе неуместен.
И европейские киносмотры здесь давно уже не альтернатива. Европейская киноакадемия в чём-то даже уже и превзошла американскую в своём "толеразме" и русофобии. В этом году, как известно, она просто исключила русские фильмы из списка претендентов на Европейскую кинопремию 2022 года, а Каннский кинофестиваль отказался принимать у себя нашу делегацию.
На этом фоне куда как своевременно прозвучало предложение Никиты Михалкова, которое он сделал накануне на проходящем в Бишкеке первом Евразийском экономическом форуме, где участвуют более 2,5 тысячи представителей стран ЕАЭС и других государств. Слова Никиты Сергеевича явились одновременно и диагнозом, и долгожданной "формулой действия".
Сегодня "Оскар" стал абсолютно политической премией. На "Оскар" выбирают согласно требованиям "вашингтонского обкома": это должен быть афроамериканец, лидер ЛГБТ и так далее. Это перестаёт быть премией художественной.
Напомним, ранее Никита Михалков уже объяснял, почему русским "Оскар" не светит. В Бишкеке он ещё раз констатировал, что "сегодня в западном кино исчезают идеи, а искусством называется то, что им не является". При этом Никита Сергеевич правомерно расширил проблему от киноискусства на угрозу самой традиционной цивилизации.
Идёт мощнейшая североатлантическая атака на культурную цивилизацию. Толерантностью называется трусость и невозможность защитить свои интересы. Мы должны спасти самое дорогое, что есть, основанное на объединяющих нас культурных и нравственных традициях, защититься от всего того, что может привести мир к катастрофе. Единственная защита этих ценностей – евразийская цивилизация. Другой нет.
Евразийское лекарство от культурного вырождения
Подбив такой идейный фундамент, режиссёр логично переходит к необходимости противодействия этому "катку". В области кинематографии им должен стать киносмотр – альтернативный как американским, так и европейским киноакадемиям и призам. И, что важно, не замкнутый внутри России, а для всех стран ЕАЭС и шире – Евразии, не входящих в понятие "коллективный Запад" (а также, добавим мы, и всех остальных стран и кинорежиссёров, не желающих жить по командам "вашингтонского обкома"). Михалков уверен, что создание такой альтернативы позволит утверждать и продвигать в мире евразийское кино, защищая "свои принципы, свои интересы, свои желания и свою корневую систему".
Главной наградой будет бриллиантовая бабочка. Но это должен быть не фестиваль... Чтобы было понятно, скажу, что это будет "евразийский "Оскар". В нём будут участвовать фильмы, соответствующие тем идеалам, которые мы вместе сформулируем, и не смогут попасть картины, которые разрушают человеческую сущность.
Он считает, что премия будущей Евразийской киноакадемии должна быть дорогой, "за которую должны биться" – стоимостью порядка 3-5 млн долларов. По его плану премия будет ежегодно вручаться в каждой стране, которая войдёт в академию, а в конкурсе смогут участвовать фильмы, произведённые не на территории ЕАЭС, "но соответствующие принципам идеологии":
Надо дать понять, что есть кинематограф не только голливудский, но и величайшего евразийского пространства – с величайшей культурой, историей и с величайшим религиозным пониманием сущности жизни человека.
К этому режиссёр добавил, обращаясь уже напрямую к главам стран, внимательно его слушавших, что Евразийская киноакадемия с мощной кинопремией нужны, в том числе, "для развития политического евразийского пространства", и вопрос этот может решиться только в случае соглашения на уровне глав государств ЕАЭС.
Нельзя сказать, что вопрос об альтернативе Голливуду и "Оскару" впервые поставлен Никитой Михалковым. Его по-своему давно пытались решить и Индия, и Китай, арабские и латиноамериканские страны. Но речь чаще всего шла именно о национальном или конфессиональном (исламском) кинематографе. Ныне же сделана (если мы правильно поняли Никиту Сергеевича) серьёзная заявка на международную киноинституцию, открыто альтернативную западным на идеологическом и отчасти эстетическом уровне. При этом – "двухъярусную": организационно и финансово, собранную и ведомую странами ЕАЭС, но открытую для других стран Евразии и альтернативщикам нынешнему западному мейнстриму из всех частей света. Этакую нашу "твердыню" супротив "тёмного замка" Голливуда.
С кем вы, мастера кинокультуры?
Поскольку в России давно действует принципиально альтернативный западным международный кинофестиваль "Золотой Витязь", организованный режиссёром, актёром (а ныне и депутатом Госдумы) Николаем Бурляевым, то "Первый русский" первым делом поинтересовался мнением Николая Петровича об инициативе Михалкова:
Я полностью поддерживаю инициативу Никиты Сергеевича Михалкова. Безликая жёлтая болванка, называемая "Оскаром", давно девальвирована перед всем миром пропагандой нетрадиционных отношений, беззастенчивой политизацией кино, падением художественного уровня награждаемых кинокартин и стала символом практически бесовства.
Сам я очень давно уже говорю о необходимости нашей альтернативы американской Киноакадемии и её приза. Будет ли это созданный мной "Золотой Витязь" или евразийский кинофорум и премия – покажет время. Хочу напомнить, что в основе статуэтки "золотого витязя" нами заложен образ Святого благоверного князя Александра Невского. Фестиваль наш начинался как всеславянский, но за 30 лет существования давно перерос любые географические и национальные рамки – у нас побывали фильмы из 60 стран мира. И, конечно, если затевать евразийский киносмотр, то не стоит ограничиваться рамками ЕАЭС – он должен стать точкой притяжения всех честных создателей кино, которые не приемлют нынешнего расчеловечивания, транслируемого из западных "кино-штабов".
Я обязательно переговорю в ближайшее время с Никитой Сергеевичем, и думаю, что мы найдём способ, как совместно действовать в русле его инициативы – у нас противоречий с ним никаких нет и быть не может.
Надо отметить, что в Сети уже появились ехидные реплики от наших либерал-скептиков: дескать, куда нам, голоштанным, до Голливуда и "Оскара", сами, мол, кино нормальное снять не можем, а Михалков, дескать, просто затеял в своих интересах международную "пилораму" с привлечением средств из бюджетов стран ЕАЭС.
Опровергая это шипение из-за угла, видные актёры уже начали выражать искреннюю поддержку инициативе Никиты Сергеевича. Вот что, в частности, сказал Царьграду народный артист России Михаил Пореченков:
Я думаю, что это прекрасная идея. Нам нужно думать о своём кинематографе, абсолютно точно не гнаться за западными моделями, потому что у нас есть и великая литература, и великий театр, и отсюда должен продолжаться великий кинематограф.
Согласен с ним и актёр и режиссёр кино Георгий Дронов:
Замечательная новость. Пришло время. Тем более что в ситуации санкций необходима премия, которая отвечала бы художественным, культурным, национальным ценностям, которые не исходят из Америки, а близки странам, которые думают по-другому. Из-за того, что последние лет 15-20 все наши режиссёры ориентируют свои фильмы на американские клише, мы потеряли очень много нашей творческой индивидуальности. Так что я двумя руками за.
Что с того?
С неподдельным волнением и сопричастностью мы наблюдаем сегодня за действиями союзнических войск на донбасском фронте. При этом на фронте культурном наблюдается больше странная и вязкая тишина бездействия, "пугливого патриотизма", а то и скрытой или открытой фронды переходу страны на рельсы самостояния.
То есть слов об этом произносится немало, а вот с делом – явный дефицит. На этом фоне инициатива Никиты Михалкова явилась пока чуть ли не единственным предложением именно дела. Причём не локального, но системообразующего, способного развернуть страну от гибельного следования в "культурном обозе" Запада в общую пропасть.
Способны ли главы тех государств, к которым обратился Никита Сергеевич, да и наша высшая власть осознать кардинальный смысл такого предложения для консолидации нравственно здоровых сил в Евразии, да и во всем мире? Время покажет.