Он включен в повестку 39 сессии Верховного Совета Хакасии после обсуждения Президиумом республиканского парламента.
В соответствии с Регламентом Верховного Совета Хакасии в первоочередном порядке будет рассмотрен вопрос о проекте постановления Верховного Совета Хакасии «О предложении Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия об изменении Конституции Республики Хакасия», а затем и непосредственно проект Конституционного закона, разработанный в целях приведения Основного закона Хакасии в соответствие с Федеральным Законом от 21.12.2021 № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Отметим, что Федеральный закон № 414 принят во исполнение поправок в Конституцию России по результатам Общероссийского голосования в 2020 году.
На заседании Конституционной комиссии принят перечень постатейных корректировок, выработанных в ходе подготовки законопроекта на основе предложений Главы республики, которые затем были всесторонне проработаны экспертной группой Конституционной комиссии и оформлены в виде проекта закона «О внесении изменений в Конституцию Республики Хакасия».
Так, например, в соответствии с Федеральным законом № 414 установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации. Новый статус позволяет Главе субъекта стать более эффективным связующим звеном в вертикали власти. К полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации отнесено определение системы исполнительных органов субъекта Российской Федерации. Исключен институт отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации избирателями, исключено ограничение на замещение одним и тем же лицом должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации более двух сроков подряд.
Полномочия Главы Республики Хакасия закреплены ст. 96 Основного Закона республики, в которую указанным проектом закона предлагается внести поправки, в их числе, пункт, в соответствии с которым Глава республики «вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами Республики Хакасия».
Вместе с тем новый статус дает юридические основания для установления новых мер ответственности к Главе субъекта Российской Федерации со стороны Президента – вынесения предупреждения или объявления выговора, расширяет круг оснований для отрешения руководителя региона от должности по причине утраты доверия.
В Конституции Республики Хакасия ст. 103ˡ закрепляется норма о том, что «Споры между Верховным Советом Республики Хакасия и Правительством Республики Хакасия по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, порядок которых устанавливается законом Республики Хакасия, либо в судебном порядке».
В новой редакции Конституции Российской Федерации после 2020 года появилась категория «публичная власть», куда в соответствии с ч. 3 ст. 132 входят органы государственной власти и органы местного самоуправления, что позволяет выстраивать более эффективное взаимодействие.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент России «…обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти». Таким образом, система публичной власти состоит из трех уровней – федерального, регионального и местного с четко разграниченными функциями и полномочиями.
Эти изменения в проекте республиканского закона «О внесении изменений в Конституцию Республики Хакасия» содержаться в ст. 8. Слова «органов государственной власти Республики Хакасия» дополнены словами «иных государственных органов Республики Хакасия», слова «представительных и исполнительных органов государственной» заменены словом «публичной».
В проекте республиканского закона «О внесении изменений в Конституцию Республики Хакасия» изложена согласованная формулировка ч. 1 ст. 73 Основного Закона республики. В ходе проведенной работы экспертная группа Конституционной комиссии и Конституционная комиссия согласились с формулировкой Федерального Закона № 414, оставив её без уточнения, внесенного ранее. Таким образом, исключены слова «постоянно или преимущественно». Речь идет о гражданах, обладающих активным избирательным правом. Это предложение поддержано в связи с тем, что в разъяснении активного избирательного права уже содержаться критерии, предложенные уточнениями.
Всего в Конституции Республики Хакасия в ходе проведенной работы внесены изменения в 23 статьи.
Её итоги прокомментировал Глава Республики Хакасия – Председатель правительства республики Хакасия Валентин Коновалов:
«Сегодня на федеральном уровне выстроена единая система власти, и наше региональное законодательство эти изменения в себя впитывает. Несколько раз у нас заседала комиссия, рабочая группа провела серьезную работу, нам удалось прийти к единому пониманию».
Изменения затронули широкий круг законодательных норм публичной власти, касающихся образования, формирования деятельности органов государственной власти республики, их полномочий, ответственности, порядка взаимодействия между собой и иными органами, входящими в единую систему государственной власти республики. В ходе работы также внесены изменения редакционного характера в целях согласования и обеспечения единства положений республиканского законодательства.
«Важно, что Законом расширяются полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Он не только занимает государственную должность в субъекте, но и, по сути, в федеральной системе. Самое главное, что повышается уровень ответственности всех органов власти за все, что необходимо реализовывать. Законопроект подготовлен эффективно, грамотно и наша задача рассмотреть его в первом чтении на ближайшей сессии. Считаю, что принятие закона будет укреплять нашу деятельность, не позволит превышать полномочия и закрепит деятельность в рамках закона. Это позволит нам эффективнее развивать экономику и вопросы социальной жизни нашей республики», - отметил в своем выступлении Председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев.
Накануне проведения Конституционной комиссии состоялось заседание рабочей (экспертной) группы Конституционной комиссии, на котором были согласованы изменения, подготовленные к законопроекту. Работу комиссии прокомментировала заместитель Председателя Верховного Совета Хакасии председатель комитета, секретарь Конституционной комиссии Республики Хакасия Светлана Могилина:
«Для нас была принципиальна позиция, озвученная в рамках круглого стола, чтобы минимизировать изменения, которые будут касаться Конституции Республики Хакасия. Она является Основным Законом республики, и выхолащивать идею основополагающих принципов, которые заложены в Конституции, никто из экспертов не собирался. Поэтому мы старались провести «хирургические» вмешательства в «организм» нашей Конституции, сделать это точечно и так выверено, чтобы соблюсти нормы федеральные, но при этом не нарушить общую конструкцию нашей Конституции. Мы собирались не менее пяти раз. Изменения осмыслялись экспертами, мы дискутировали, убеждали друг друга в правильности той и другой стороны, находили компромиссы и высказывали уже единую позицию, которую и оформляли в виде решения и представляли это решение на суд Конституционной комиссии. Нами выполнена задача по устранению излишней детализации норм, которые должны действовать в соответствии с федеральными законами, записав там позиции отсылочных норм в соответствии с действующим федеральным законодательством, для того, чтобы при изменении федерального законодательства, уйти от внесения изменений в Конституцию, а регулировать эти правоотношения региональными законами, которые всегда принимаются в развитие самой Конституции».
Напомним, проект закона о внесении поправок в Конституцию Республики Хакасия принимается в трех чтениях.
В соответствии с Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия, принятый в первом чтении проект конституционного закона Республики Хакасия направляется в правовые службы Федерального Собрания Российской Федерации для проведения правовой экспертизы на соответствие проекта конституционного закона Республики действующему федеральному законодательству. Затем проект конституционного закона Республики Хакасия рассматривается Верховным Советом во втором и третьем чтениях.