Президенту-комику пора либо опять в бункер, либо в Лондон, но потом все равно придется отвечать за гибель инструкторов США
Украина в скором времени может получить от США новые вооружения, в том числе зенитные ракетные комплексы Patriot и реактивные системы залпового огня MLRS. Во всяком случае, в Киеве надеются, что соответствующее решение будет принято в понедельник, 23 мая, на встрече министров обороны стран-доноров военной помощи «незалежной».
Напомним, «группа поддержки» ВСУ из четырех десятков стран (в том числе, НАТО) была сформирована главой Пентагона Ллойдом Остином в конце апреля на американской авиабазе «Рамштайн» в Германии. Но на этот раз ее участники обсудят военные нужды Киева в онлайн-формате.
О том, что Вашингтон работает над вопросом поставок Украине средств огневого поражения большой дальности, ранее сообщил бывший официальный представитель Минобороны США Джон Кирби. По его словам, в этом направлении, Штаты тесно взаимодействуют с союзниками и партнерами, у которых есть необходимое вооружение, и помогают Киеву получить его.
Между тем, власти «незалежной» явно рассчитывают на оружие совершенно иного класса. И не считают убедительной помощью реактивные артсистемы советского образца, вроде «Градов» и «Смерчей», которые бывшие страны Варшавского договора снимают с ответственного хранения и по призыву американцев передают Украине. В Киеве требуют самое современное вооружение. Причем, «без ограничений» и «немедленно».
Что 20 мая дал понять глава офиса президента Украины Андрей Ермак, в ходе своего выступления в американском аналитическом центре Atlantic Council.
«Мы до сих пор ждём MLRS. Я это слово выучил, как и многие украинцы, на всю жизнь. Мы их ещё ждём», — сказал он, добавив, что помимо РСЗО украинской армии нужны также высокоточные ракеты, дроны, системы противовоздушной обороны, боеприпасы «и многое другое».
О тех же американских реактивных системах MLRS на брифинге с премьер-министром Португалии Антониу Кошту 21 мая упомянул и президент Зеленский. Как раз из его слов следует, что решение о передаче их Украине будет принято на встрече «Рамштайн-2». При этом он выразил уверенность, что получение этих комплексов позволит ВСУ перехватить инициативу и начать наступление на Донбасс.
«Если кто-то из стран Европы привык, что Донбасс — это оккупированная территория России, я хочу сказать, что это не очень хорошая привычка. Это наша территория», — заявил украинский лидер.
M270 MLRS (в упрощенном варианте — M142 HIMARS) — система универсальная. Она может использоваться как в качестве «обычной» РСЗО на шесть неуправляемых ракет дальностью 30−70 км. Так и для запуска тактической баллистической ракеты на расстояние до 300 км. Что, понятное дело, чревато непредсказуемыми последствиями.
На фото: MLRS США (Фото: Official photo by Maj. Joe Bush/TASS)
Опять же, если верить The Washington Post, помимо дальнобойной артиллерии Киев может получить еще ЗРК Patriot. Такая возможность якобы имеется в рамках утвержденного Конгрессом и подписанного президентом США Джо Баденом закона по помощи киевскому режиму на сумму 40,1 млрд. долларов.
В Пентагоне, правда, эту информацию комментировать отказались. Однако вероятность того, что это все же произойдет, полностью исключить нельзя. Тем более что ранее в Вашингтоне (а также в Лондоне и Брюсселе) не раз заявляли, что сделают все, чтобы не допустить победы России на Украине.
То есть, Запад явно готовится повышать ставку, не думая совершенно о последствиях своих шагов…
Оценить ситуацию «СП» попросила директора Музея войск ПВО, военного эксперта Юрия Кнутова:
— MLRS — это современная система. Она интересна тем, что имеется несколько вариантов применение пусковых установок. Может использоваться в качестве РСЗО, по типу российских установок «Град». А также для запуска ракеты с дальностью более 300 км, что уже ближе к нашим «Искандерам».
Но вопрос не в этом. Вопрос в том, что американцы сейчас обсуждают, поставлять ли Украине вот эти ракеты большой дальности для «Хаймарсов». Если Украина решится применить их по территории России, это может послужить сигналом для гораздо более сильной эскалации, чем сейчас.
Поэтому американцы побаиваются — пока, во всяком случае. Причем, не политики побаиваются, а военные. Они выступают против того, чтобы ракеты большой дальности оказались в руках киевского режима.
Так что пока этот вопрос на 100% не решен, как я понимаю.
Хотя политики, конечно, могут продавить, поставить Пентагон по стойке смирно и заставить выполнить приказ. Такое тоже возможно. И, разумеется, это многое меняет.
В случае, если будут обстреляны какие-то серьезные объекты (не населенные пункты с помощью минометов, как это происходит сейчас, а наши военные базы, города, промышленные предприятия), то в этой ситуации мы просто вынуждены будем дать серьезную «ответку».
Пока, на мой взгляд, есть еще все-таки здравомыслящие люди в руководстве США, которые постараются не доводить до самого жуткого сценария.
Что касается ЗРК Patriot и возможной передачи их Украине, то, надеюсь, новейшие модификации просто не дадут. Если поставят, то, скорее, более старую модификацию.
Но у этого комплекса есть принципиальный недостаток — он работает по целям с высоты 60 метров. По крылатым ракетам, которые будут идти на меньших высотах, он не работает. Вертолеты, которые идут на меньших высотах, для Patriot тоже недоступны. При этом с помощью «Искандеров» и других современных средств у нас есть возможность уничтожать подобного рода системы.
«СП»: — Почему тогда Киев так настаивает на поставках этих ЗРК?
— Дело в том, что Patriot интегрирован гораздо больше в информатизированную всеевропейскую систему НАТО. Та информация, которая идет со спутников, идет с АВАКСов, идет с других систем, она будет тут же передаваться на этот комплекс. И он станет получать целеуказание практически в режиме онлайн. Это, конечно, расширяет его боевые возможности. И с точки зрения решения задач противовоздушной обороны, это, конечно, существенное изменение ситуации. В том случае, если они их будут разворачивать.
«СП»: — Но, чтобы обслуживать и эксплуатировать эти комплексы, нужны специалисты. Они есть на Украине?
— Управлять, конечно, будут американцы. И в каждом украинском расчете обязательно будут американские советники. Это на сто процентов. Подобную систему можно освоить только после четырех-пяти лет её изучения. Таких сроков нет. И даже если в эти расчеты направят тех, кто изучал С-300, все равно это разные системы. Разные подходы. И за неделю такой комплекс не изучишь.
Поэтому в комплексе боевой расчет будет украинский, но с ним два-три советника-американца, которые будут контролировать, обучать непосредственно в ходе боевой работы или боевых действий, даже, если потребуется, будут нажимать кнопку «пуск».
Это все, как было во Вьетнаме, когда мы поставили ЗРК С-75, которые изменили ситуацию в воздухе в пользу вьетнамцев очень сильно.
Но здесь, хочу еще раз сказать, не будет принципиальных изменений. У нас есть, во-первых, радиолокационные ракеты, способные поражать различные американские системы ПВО. Есть ракеты «воздух-земля», также авиационные, которые позволяют уничтожать цель без входа в зону поражения зенитно-ракетных комплексов.
Поэтому без создания системы ПВО, я думаю, комплекс Patriot свое предназначение, скажем так, не оправдает.
Должна быть система ПВО. А она может быть создана только тогда, когда закуплены комплексы производства одной страны, стыкуемые между собой. Нужно закупать целый ряд дорогостоящих комплексов, создавать из них систему, тогда она будет работать. У Киева пока таких ресурсов финансовых нет. И для построения подобной системы требуется не один год. Более того, требуются специалисты, командный пункт, штабы, оборудование связи, сами автоматизированные системы управления.
Так что, думаю, что это больше пиар-акция. Связана она с тем, что С-300, которые есть на Украине, уже морально устаревшие. С поставленной задачей они не справляются в силу того, что у них дальность поражения 75 км всего-навсего. Самая первая модификация. Хотя, какой версии эти Patriot будут, мы тоже не знаем. Могут быть и 100 км, а могут быть и двести с лишним. Поэтому тут еще надо будет нашим специалистам разбираться.
Если это будет последняя версия, почти последняя, скажем так, с большой дальностью, то нам придется ряд районов некоторое время обходить, вычислять диспозиции этих комплексов для того, чтобы выводить их из строя.