К. Сивков: «Не только корабли будут защищать город, но и одного „Циркона“ хватит, чтобы в НАТО успокоились»
«Занозой в боку у НАТО» называют наш Калининград во Франции. А в самом НАТО еще круче — «кинжалом, который способен охладить пыл». Чей именно — не уточняется. Но и так понятно: желающих оторвать его от РФ. С приближением «оборонительного» альянса к нашим берегам на Балтике, российский анклав приобретает особое значение. Не удивительно, что и в НАТО, и в Пентагоне ему уделяют особое внимания.
Только за нынешний год кто только не высказался по этому поводу на Западе — в интервью или статьей в прессе. Вот что пишет, например, в своей аналитической публикации некая Сара Уайт из частного Лексингтонского института (США): «НАТО не должно забывать, что в случае войны с Россией, атака (РФ — авт.) может произойти вдоль самой восточной границы НАТО из хорошо вооружённой Калининградской области. Там дислоцируются как обычные российские Вооружённые силы, так и баллистические ракеты „Искандер-М“. И они не единственная угроза со стороны региона. В Калининградской области дислоцируется большой контингент российских военных кораблей».
Американке со страниц французской Le Monde вторит неназванный газетой автор: «Расположенный в самом сердце зоны НАТО, Калининград стал ядерным форпостом России и большой проблемой для альянса. Этот регион еще при СССР был преобразован в военную крепость для защиты во время холодной войны. Того, что там есть, достаточно, чтобы держать НАТО на расстоянии от российской части Балтийского региона».
Совсем иное мнение у Ричарда Хукера, научного сотрудника одного из тех якобы неправительственных американских фондов, чья активность в неугодных для США странах направлена на разжигание межнациональной вражды. Как он полагает, публикуя фактически план захвата натовцами Калининградской области, «если случится конфликт Москвы с Западом, русские попытаются изолировать с моря и Литву, Латвию, Эстонию, а также будут стремиться защитить морские подходы к Петербургу. Но в итоге не выдержат натиска противника и потеряют регион, в первую очередь, за счет наращивания в нем сухопутных военных группировок США и Польши».
На прорыв ПВО Калининградской области силами Североатлантического альянса Хукер отводит порядка двух недель, не больше. Еще две недели, по его мнению, потребуется на удержание захваченных позиций до прибытия дополнительной поддержки. При этом нашим военно-морским силам он отводит очень скромную роль. По сути, вообще не берет их в расчет. Исходит из того, что флот западного военно-политического блока на Балтике по численности в разы превосходит российский.
В том, что Балтийский флот — не самый большой у нас по сравнению, скажем, с Северным, Черноморским, это ни для кого не секрет ни в нашей стране, ни за рубежом. Старейший — да! В минувший четверг он отметил 319-ю годовщину создания. Что не мешает ему быть хорошо оснащенным, в полном смысле слова боевым. Чему немало свидетельств.
В апреле, например, там прошла масштабная военная проверка боеготовности. Учения и стрельбы, с электронными ракетными пусками, отработка задач экипажами кораблей и судов на морских полигонах, включая совместное тактическое маневрирование, постановка радиоэлектронных помех, продолжались не одну неделю. По итогам проверки, как было объявлено скупо, но достаточно ясно для понимания, оценки ее участникам выставлены сплошь положительные.
Насколько реальна угроза прямого столкновения флотов — нашего и НАТО, тоже, к слову, проводившего недавно маневры в водах Балтийского моря?
Об этом корреспондент «СП» поговорила с Константином Сивковым, капитаном первого ранга в запасе, доктором военных наук, первым вице-президентом Академии геополитических проблем.
— Начнем с того, что не один флот будет защищать при необходимости Калининград и Калининградскую область. В этом регионе сосредоточена серьезная армейская группировка: две сухопутные дивизии плюс авиационная, плюс ПВО и флотская. То есть, разнородные боевые силы, как и положено в современных условиях. И основной ударной силой в случае необходимости должны будут стать сухопутные войска. Флот же призван решать задачи отражения атак с моря, а также противодействие возможному десанту.
«СП»: — Достаточно ли для этого возможностей у балтийцев? Некоторые ваши коллеги считают, что давно пора бы усилить Балтфлот, учитывая, что основные геополитические события происходят в последние годы на южном и северо-западном направлениях нашей страны.
— Балтийский флот пополнился не так давно легкими современными кораблями — корветами «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». А также несколькими малым ракетным кораблями. К ним прибавился еще носитель высокоточного ракетного оружия малый ракетный корабль «Одинцово», оснащенный зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М» и ударным комплексом «Калибр», комплексом радиоэлектронной борьбы, противодиверсионным вооружением.
Корабли этого класса способны нести ядерное оружие и наносить удары глубиной 2400 км. То есть, «достанут» практически всю Европу, за исключением разве что Испании и Португалии.
«СП»: — Однако флот НАТО, если верить его апологетам, куда мощнее, в разы превосходит наш Балтийский!
— Наш в нынешнем своем составе способен противостоять любому противнику. В том числе, превосходящему его по числу и мощности кораблей. США вряд ли будут ввязываться, если вдруг что-то пойдет не так, прикроются польскими, шведскими, финскими кораблями. Они «берут» количеством. Наши — качеством. Единственная слабость у нас у берегов анклава — это ограниченное число подводных лодок. Но для борьбы с вражескими субмаринами имеется противолодочная авиация, благо, море в тех местах мелковато.
А основными действиями нашего флота, как несложно предположить, станет минная борьба с чужими подлодками в своей акватории. У нас сейчас появились очень хорошие, суперсовременные мины.
«СП»: — В чем их «фишка»?
— Не время говорить об этом… Резюмируя: да, на Балтике нужно, конечно, увеличивать численность дивизионов судя по активности «оборонительного», как они себя называют, альянса. Их эсминцы зачастили к нашим берегам. И могут изменить ситуацию не в лучшую сторону. Это с одной стороны. С другой — у нас есть «Цирконы». Первой «попробовать их» может Польша, отбив тем самым охоту у Пентагона к нагнетанию ситуации.