Министр не верит в русскую экономику
ФОТО: FGC/SHUTTERSTOCK.COM

Наступят тяжелые времена.

Министерство экономического развития России представило макроэкономический прогноз на ближайшие годы. В целом он выглядит весьма реалистично. В 2022 году спад внутреннего валового продукта составит, по мнению ведомства Максима Решетникова, 7,8%. Даже к 2025 году экономический рост не сумеет выйти на показатели 2021-го. Всё это говорит об одном: нашей стране срочно нужно менять стратегию. Сам по себе спад ВВП не страшен, если в это же время идёт структурная перестройка национального хозяйства. Но этого-то как раз мы не наблюдаем из-за пассивности в том числе Минэка.

Сейчас, во времена сильной геополитической турбулентности, многие задаются вопросом:

Что же будет с Родиной и с нами?

Во многом ответ на него зависит от будущего русской экономики, которая находится на сегодняшний день под беспрецедентным санкционным ударом коллективного Запада. Соединённые Штаты Америки и Европейский союз стараются любыми способами обрушить национальное хозяйство нашей страны. Правительство делает всё возможное для купирования последствий, однако в ближайшие годы нам придётся очень непросто. К этому следует быть готовыми.

Прогноз реалистичный, но невесёлый

Министерство экономического развития России во главе с Максимом Решетниковым подготовило макроэкономический прогноз на среднесрочную перспективу.

В соответствии с ним в 2022 году спад внутреннего валового продукта составит 7,8% – аналогичный показатель наблюдался в кризисном 2009-м.

В 2023 году спад составит 0,7%,

в 2024 и 2025 гг. будет зафиксирован рост на 3,2% и 2,6% соответственно.

Таким образом, показателя 2021 года (4,7%) не достигнут даже через три года. Единственное, что радует, – спад во многом объясняется падением импорта. Только в текущем году его сокращение составит 17%.

Следует понимать важную вещь: страшен не сам спад ВВП. Это ничего не значило бы, если бы мы видели целенаправленную политику кабмина по структурной перестройке экономики России. Пока же долгосрочной стратегии не видно. Да, на Краснопресненской набережной приняли важные решения, которые позволяют смягчить санкционные ограничения по импорту. К примеру, происходит его либерализация, легализован параллельный импорт целой группы товаров, максимально упрощается работа малого и среднего предпринимательства, сокращается число проверок. Это очень хорошо, но недостаточно для интенсификации экономического роста. Нужны инвестиции, а с ними проблема.

Согласно прогнозу Министерства экономического развития, в этом году их объём уменьшится на 19,4%, в 2023-м они будут находиться на плато – 0%. Между тем инвестиционную накачку русской экономики необходимо, напротив, увеличивать, в частности за счёт финансирования наиболее важных инфраструктурных проектов, в первую очередь логистических и высокотехнологичных. Высокоскоростные магистрали Москва – Санкт-Петербург и Москва – Казань, Северный широтный ход, новые магистральные газопроводы в КНР, предприятия по производству сжиженного природного газа – список длиннющий. Залогом долгосрочного роста внутреннего валового продукта являются инвестиции в реальный сектор экономики – это основа основ. Да, в 2022-м спад допустим, учитывая всю совокупность факторов. Но вот уже в 2023-м количество инвестиций следует радикально увеличить. Об этом прямо говорил и президент Владимир Путин во время совещания по проектам в Арктике:

Не откладывать их [инфраструктурные проекты], не сдвигать вправо, а, напротив, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам.

Что с того?

Конечно, ожидать масштабных инвестиционных вливаний от предприятий не стоит. Они банально не имеют на это возможности в нынешних условиях. Инвестиционной стратегией должно заняться вплотную государство, тем более этому благоприятствует конъюнктура на мировых рынках. По данным Минэка, до 2025 года включительно нас ждёт огромный профицит во внешней торговле. Даже по умеренному прогнозу ведомства:

в 2022-м он составит 230,5;

в 2023-м – 176,6;

в 2024-м – 150,9;

в 2025-м – 128,5 миллиарда долларов. Итого: 686,5 миллиарда долларов.

Неужели нельзя выбрать несколько самых важных проектов и профинансировать их?

Если власть опасается вкладывать средства в проекты с долгой окупаемостью, можно сконцентрировать внимание на других. К примеру, важнейшим направлением является основа нашей внешней торговли – нефтегазовая сфера, в том числе нефтегазохимия. Нам нужны терминалы и предприятия по производству СПГ, а также прочное транспортное сообщение с Китаем. Вложитесь сюда – обеспечите торговый профицит ещё на десятилетие вперёд. Нужна политическая воля. Надеемся, она у правительства есть.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий