Многое зависит от того, будет ли 25 мая технический дефолт России
«Соединенные Штаты не имеют юридических полномочий конфисковывать (замороженные) активы российского Центрального банка», — заявила 18 мая министр финансов США Джанет Йеллен. В то же время она сообщила, что Вашингтон ведет переговоры с Брюсселем о том, как «заставить Россию оплатить счет за восстановление Украины».
Как и предполагали многие эксперты, янки пришлось отказаться от изъятия российских ЗВР в пользу «неньки» на фоне опасений многих стран, включая Китай, что США могут поступить с ними также, как с Россией. В частности, финансовый регулятор Китая провёл экстренное совещание высших чинов Народного банка и Минфина, на котором присутствовали главные банкиры страны, в том числе и иностранные. Было принято решение надавить на экспортеров, чтобы те перешли на юани в сделках.
Все это нервирует Белый дом и Федрезерв, тем более, что за последние два года госдолг США вырос на $7 трлн и превысил $30 трлн. При этом ситуация с американскими финансами продолжает ухудшаться, а бумаги US Treasuries иностранцы покупают все меньше и меньше. Из-за сырьевой и товарной дороговизны количество свободных денег в мире стремится к нулю, а печатать как раньше не позволяет высокая инфляция.
В то же время США не оставляют надежд «наказать» Россию. Йеллен заявила, что, скорее всего, специальная лицензия, предоставленная России для осуществления платежей держателям облигаций, на следующей неделе не будет продлена, что может привести к техническому дефолту РФ.
По оценке американской стороны, Россия имеет международные облигации на сумму около $40 млрд и до сих пор выполняла текущие обязательства. Зачем вообще было занимать за границей, если Москва имела огромный валютный профицит торговли — не понятно. Теперь же за эту странную финансовую политику страна должна рассчитываться репутационными потерями.
Кто не в курсе: штатовское Управление Казначейства по контролю за иностранными активами выдало нашему Минфину временную генеральную лицензию для «получения процентов, дивидендов или погашения платежей в связи с долгом или собственным капиталом». Ее срок истекает 25 мая — в день очередного платежа.
Теперь же Йеллен угрожает не продлить это разрешение, хотя окончательное решение не принято. Американцами это делается для того, чтобы в будущем иностранцы не входили в русский госдолг. Вероятно, какие-то негативные последствия для нашей страны будут, но не такие критические, чтобы завить «шеф, всё пропало».
Следует обратить внимание еще на одно высказывание Йеллен: «Учитывая огромные разрушения на Украине и огромные затраты на восстановление, с которыми они столкнутся, мы будем надеяться, что Россия поможет заплатить хотя бы часть цены». Чтобы понять, о каких суммах идет речь, следует обратиться к украинским источникам. Понятно, что они брехливы (брехня — ложь на мове), но американцы, ясное дело, будут их придерживаться.
Итак, аналитическое подразделение Киевской школы экономики насчитало ущерба «незалежной» на $94 млрд, главным образом в Донбассе. В списке особо пострадавших городов на первом месте значится Мариуполь.
Кстати, глава Минфина США подтвердила цифру в $300 млрд замороженных российских ЗВР. Казалось, за эти огромные деньги можно заново отстроить всю украинскую инфраструктуру, но Йеллен надеется «хотя бы на часть цены». Похоже, янки шлют сигнал всему миру, максимум, что они могут сделать с чужой долларовой заначкой — это «заморозить», и то на ограниченный срок.
Как пишет Reuters, топ-чиновники G7 ищут более-менее законный механизм восстановления Украины, причем частично за счет России. Но у них фактически нет возможностей для этого. Россия перевела своих газовых клиентов на предоплату в рублях, да и по другим позициям ситуация примерно такая же.
О том, что Запад решил не влезать в русские золотовалютные резервы, косвенно говорит тот факт, что ЕС вместо прямой финансовой поддержки Киеву, предложил «Зе-команде» кредит в размере около 9 млрд евро для покрытия неотложных расходов. Об этом сообщил Bloomberg со ссылкой на двух европейских чиновников. При этом министр финансов Украины Сергей Марченко сообщил, что страна уже израсходовала на боевые действия 245 млрд грн (около $8,3 млрд). Таким образом, Запад дает деньги исключительно на конфликт с Россией, и ни копейкой больше.
В свою очередь офис президента Зеленского на постоянной основе «бомбит» Белый дом настоятельными просьбами выделить Украине замороженные средства ЦБ России немедленно, а не после окончания боевых действий. На Банковой, 11 (адрес ОП) давят на жалость, а также предупреждают Байдена, что Москва перешла к затяжному конфликту, который ВСУ не выдюжит. Типа, драться бесплатно не будем, только за бабло.
Однако янки, как пишут инсайдеры ОП, на пальцах объяснили «Зе-команде», почему не могут изъять даже часть русских ЗВР. Дело не только в том, что имидж США пострадает (что очень Белому дому не хочется). Есть мнение, что Россия может даже выиграть от конфискации $300 млрд., поскольку доллары и евро стремительно девальвируются, а западные активы в РФ, напротив, резко дорожают.
По оценке американских экспертов, «русские окажутся в плюсе, поскольку в своей юрисдикции Москва имеет западных активов на сумму не менее чем $ 500 млрд». Причем, речь идет не о «циферках» в компьютерах ЦБ различных стран, а о реальных «генераторах кэша»: то есть заводах и предприятиях сферы услуг. На них работают сотни тысяч российских граждан, поэтому не потребуется каких-то гигантских усилий, чтобы запустить остановившиеся предприятия. Более того, их при желании можно перевести в кластеры замкнутого цикла. Как говорится, были бы кости, а мясо нарастет.
Сейчас, как поясняют источники, вхожие в ОП, Минфин США просчитывает последствия конфискации ЗВР в пользу Украины, но при условии национализации Россией западных активов — это невыгодно. Кроме того, кому-то придется взять на себя компенсацию потерянных активов.
Короче, ответа на эту головоломку у американских «друзей» Украины нет и, судя по всему, не будет. Именно поэтому Вашингтон решил сыграть с Москвой в игру «Морковка перед ослом» в виде лицензии на оплату Россией госдолга.
За океаном, вероятно, считают, что время работает на Америку. Дескать, чем дольше простаивают западные предприятия в нашей стране, тем труднее будет их запустить, в том числе из-за деградации технологических компетенций российских специалистов. Думается, такая опасность и впрямь имеется, значит, ее игнорировать нельзя.