Вместе с миссией по разминированию в «незалежной» могут оказаться представители западных силовых ведомств, у которых будут иные цели
Польша предлагает создать международную группу саперов, чтобы помочь Украине разминировать районы, из которых были выведены российские войска. Об этом заявил министр национальной обороны страны Мариуш Блащак после встречи с литовским коллегой. По словам министра, больше всего в помощи в обезвреживании неразорвавшихся боеприпасов и мин нуждаются фермеры, чтобы сеять зерновые.
«В интересах всего свободного мира позволить Украине возделывать поля, а для этого необходимо разминировать эти территории», — подчеркнул он, призвав создать международную группу саперов, которая будет состоять из полицейских, а не военных, чтобы Россия не восприняла это как отправку Западом солдат для помощи Украине.
Стоит напомнить, что ранее появилась информация о том, что Польша, возможно, готовится к отправке т.н. «миротворческих сил» на Украину, что может быть санкционировано руководством НАТО с целью не дать России получить контроль над всей украинской территорией. При этом НАТО в последнее время активно наращивает группировку в Польше, в экспертном сообществе на полном серьез обсуждают обострение противостояния России с НАТО в лице Варшавы.
Впрочем, пока Польша явно не спешит отправлять своих солдат под удары ВС РФ, однако, не исключено, что для «разминирования» на Украину зайдут военные НАТО, используя это как куда более благовидный предлог, чем, собственно миротворчество.
Предлог и впрямь благовидный, однако сомнительно, что Польша готова заниматься этим бескорыстно…
— Конечно, небескорыстно, — не сомневается советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Украина превращена в аграрный придаток Европы, и судьба украинской посевной и доступа к украинскому зерну действительно волнует Европу. Поэтому аргумент о необходимости разминирования полей вполне честный. Другой вопрос, что под это дело могут решаться и куда более далеко идущие задачи.
«СП»: — Это инициатива поляков? Или американцы хотят использовать Польшу, чтобы легализовать присутствие НАТО на Украине?
— Думаю, тут все вместе. США и НАТО ищут благовидный предлог, чтобы зайти на Украину, а Польша хочет играть в этом процессе первую скрипку.
«СП»: — А Киев как на это посмотрел бы? Принял бы помощь от поляков? Не боятся, что те под шумок свои «исконные» оттяпают?
— Киеву в данном случае выбирать не приходится. Украина окончательно утратила какую-либо субъектность и послушно примет любое решение своих западных хозяев.
«СП»: — По сути, чем этот план отличается от предыдущего плана — ввода миротворцев? Тоже потребуется одобрение СБ ООН. Кто это поддержит?
— В данном случае речь идёт о разминировании, то есть формально миссия более узко специализированная.
«СП»: — Кстати, группа типа международная. Какие ещё страны могли бы участвовать?
— Думаю, желающих будет достаточно, в основном из Восточной Европы. Румыния, Словакия, Чехия, прибалты. Западноевропейцы вряд ли захотят в этом участвовать.
«СП»: — А что Россия? Как нам реагировать?
— Для начала, нужно посмотреть, перейдет ли реализация этого плана в практическую плоскость, или эта очередная пустопорожняя болтовня восточноевропейских лимитрофов. Конечно, уход российских войск из северных областей создал нехороший прецедент, предоставив Западу формальный повод для усиления своего военного присутствия на Украине под предлогом устранения последствий действий ВС РФ.
— Собственно, министр национальной обороны Польши только поддержал инициативу, первоначально высказанную министром внутренних дел Литвы Агне Билотайте, предполагающее принятие решения об этом на уровне европейских структур и привлечение к этой миссии ассоциации тактических подразделений полиции «Атлас», — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— В работе этой ассоциации участвуют подразделения из стран ЕС, а также нескольких государств, не входящих в Евросоюз (Норвегии, Швейцарии, Исландии, Великобритании). В принципе, нельзя исключать, что вместе с миссией по разминированию на Украине могут оказаться представители западных силовых ведомств, у которых будут иные цели (например, по сбору разведывательной информации). Однако вряд ли под таким предлогом можно ввести на Украину значительный по численности контингент.
«СП»: — Ранее ходили слухи о том, что Варшава может ввести миротворцев. В чем фундаментальное отличие этого нового плана?
— Ярослав Качиньский, будучи с визитом в Киеве в марте, говорил о «миротворческой миссии НАТО» или под эгидой «более широкого международного договора», «которая будет действовать на Украине и сможет себя защитить». Агне Билотайте, чью идею впоследствии поддержали представители Польши, — о группе саперов под эгидой европейских структур, полицейских, а не военных. То есть, о выполнении более ограниченного круга задач и под другой эгидой.
«СП»: — Представители каких ещё стран могут и захотят войти в международную группу?
— Если миссия будет организована при участии ассоциации «Атлас», то в ней могут принять участие подразделения из стран ЕС, а также Норвегии, Швейцарии, Исландии, Великобритании.
«СП»: — А Россия? На какую реакцию России они рассчитывают?
— Инициаторы неоднократно подчеркивали, что миссия должна состоять именно из полицейских, а не военных, чтобы это не было воспринято Россией, как начало отправки западными державами войск на Украину. Но Москва наверняка встретила бы появление такой миссии с настороженностью — хотя бы из-за риска, что участники такой международной группы могут, например, попасть под обстрел.
«СП»: — Теоретически можем ли мы сосуществовать с этой международной группой на Украине, держась на расстоянии и не вступая в боестолкновения?
— Если эта группа будет постоянно находиться в контакте не только с украинскими, но и с российскими военными, вероятность их попадание под обстрелы можно снизить, но все же нельзя исключить полностью. Пока крайне маловероятно, что в случае ранений или даже гибели участников группы будет создан повод для вооруженного конфликта с Россией страны, которую представлял такой сотрудник. Тем не менее, подобный инцидент, конечно, запустил бы новую волну негативных материалов о российских военных в международном информационном пространстве, возможно, став поводом для дополнительных поставок вооружений из стран ЕС и США для Украины.