Сначала «историческая справедливость», потом возмещение долга, затем национализация в свою пользу
На днях польское издание Prawica.net сообщило печальную для украинцев новость. Четыре гражданина зарядили в местные украинские суды иски с требованием возместить ущерб потомкам собственников польских имений. Эти имения остались на Украине и были национализированы, а самих собственников попросили «покинуть помещение».
Это, оказывается, позволяет сделать в полном соответствии с вожделенным соглашением Ассоциации Украины и Евросоюза, которого так долго ждали украинцы. Интересно, сами они об этом подозревали, когда скакали на Майдане и бились за безвиз и евроценности?
Вот вам и первая евроценность. Получите — распишитесь. Ту собственность, которую вы более ста лет считали своей, теперь придется отдать прежним хозяевам.
Два иска поляков будут рассмотрены в суде в Луцке, один — в Тернополе, четвёртый — в Харькове. Похоже, поляки забрасывают невод по всей Украине.
Возбужденные дела — зримый результат деятельности свежеиспеченной польской общественной организации «Реституция Кресов». Её учредили в Польше в апреле 2015 года. И теперь она выстрелила. «Первый пошел».
Старожилы помнят, что в предвоенном Львове подавляющее большинство населения составляли поляки и евреи. Украинцев здесь было от силы два процента. По программе обмена населением с 1944 по 1947 годов всех поляков помимо их воли вывезли в Польшу, а города заселили украинцами с хуторов.
По информации «реститутов», после Второй мировой войны из Украины выселили более 800 тысяч поляков. Все имущество их было конфисковано. В Польше только у семи с лишним тысяч польских крестьян-землевладельцев имеются документы об изъятии у них свыше 100 тысяч гектаров земли.
В Польше историю «обмена населением» помнят прекрасно. В той же «Реституции Кресов» поляки оценили свою историческую память об утраченных активах в пять миллиардов долларов. Ровно столько стоит собственность польских граждан на Украине, подтвержденная историческими справками и документами.
По статистике «Реституции», сегодня в Польше проживают порядка 100 тысяч человек, которые являются прямыми наследники или правопреемниками тех собственников имущества, которых ограбили в свое время украинцы. Так как Польшу за все время ее существования терзали, дербанили и рвали на части все кому не лень, и западенцы во время войны тоже приняли посильное участие в этом процессе. Поляки в свое время гнобили их своей панщиной, и все это им через столетия аукнулось.
Теперь вчерашнее «быдло» (так поляки называли украинцев) вознамерилось стать «це-Европой», и первые же «цевропейцы» тут же вспомнили о старых долгах. «Реституция» уже подготовило свыше полторы тысячи таких исков. Так что можно запасаться попкорном.
Вот, например, одна справка из архивов «Реституции». Читаем: «Среди неправомерно изъятой собственности в поселке городского типа Мельница-Подольская Борщевского района Тернопольской области имеется дом с прилегающими постройками и 12 гектар сельскохозяйственных угодий. Ориентировочная стоимость имущества — $ 60 тысяч». «В Ковельском районе Волынской области был изъят жилой дом, площадью в 63 кв. м, с прилегающей жестяной мастерской и участком для строительства в 1200 кв. м. Цена — $78 тысяч. Плюс компенсация».
Претензии поляков не ограничиваются домами и хозпостройками. Это все мелочь. На зубок, для разминки.
Одни «реституты» хотят просто вернуть свои имения. Другие, более продвинтутые — получить компенсацию за незаконное использование собственности. Ты жил в моем родовом гнезде? Топтал землю моих предков? Дышал их воздухом? Плати. Третьи вообще рассчитывают на выплату «неполученной прибыли из-за конфискации средств производства». Тоже правильно. Это сколько же я из-за вас навара-то недополучил? А ведь мог бы… Опять должок.
Кстати, Украина не первая из стран на пространстве СНГ, которую насадят на кол «реституции». По Латвии она уже пронеслась могучим ураганом. И результаты ее были сопоставимы с гражданской войной на местах.
Здесь собственность действительно вернули тем «героям и патриотам», кто сбежал из страны вместе с немецкими оккупантами — как в свое время российские власовцы. И возврат имущества по своей жестокости мало отличался от эсэсовских методов работы с населением.
Невесть откуда взявшихся новых владельцев старых квартир массово переводили в разряд арендаторов. Или предоставляли им альтернативное жилье. В рамках латышской «Программы реституции» народную артистку СССР Вию Артмане выселили из ее роскошной квартиры в самом центре Риги.
Власти выделили актрисе взамен выгоревшую дотла во время пожара муниципальную квартиру. Позже, впрочем, выселили ее и оттуда. Закончила свой жизненный путь любимица миллионов советских зрителей на заброшенном неотапливаемом сельском хуторе — в нищете, забросе и с горьким ощущением острой несправедливости в сердце.
Отобрали роскошный двухэтажный дом в Юрмале и у популярной эстрадной певицы Лаймы Вайкуле.
Но у певицы денег оказалось побольше, чем у народной артистки. Она купила другое имение, не подлежащее реституции.
Прошлой осенью Латвийская ассоциация жильцов денационализированных и муниципальных домов и собственников квартир подвела печальный итог реституции. В ходе её бывшим владельцам власти возвратили около восьмидесяти тысяч квартир — практически десятая часть всего жилого фонда Латвии. Программа реституция затронула интересы свыше двухсот тысяч латышей. От нее пострадал каждый десятый владелец жилья. В Риге — вообще каждый пятый.
Самое интересное — многие новые счастливые обладатели латышского жилья так и не смогли толково распорядиться своим жилищным «нежданчиком». Без серьезных финансовых вливаний (а деньги в нужном количестве имелись далеко не у всех «возвращенцев») дома и имения стали разрушаться. Некоторые из них вообще превратились в настоящие руины. Такие «рубцы реституции» «украшают» нынче весь центр Риги.
Ушлые поляки наверняка учтут все прибалтийские косяки. И проведут реституцию «врастяжку», в режиме «step by step». Судиться они, конечно, не будут — как минимум первое время. Рано. Сначала по своей инициативе возьмут на баланс и отремонтируют за свой счет все памятники канонической польской архитектуры - заброшенные старинные замки польских магнатов, гетманов и королей на территории Украины. Их здесь навалом. Что ни замок — то история целого рода. Или излюбленная резиденция короля или гетмана. В них сейчас располагаются какие-то гимназии, лесхозы или складские помещения. Эта несправедливость должна быть устранена.
Поcле того, как замки обретут прежнее великолепие, встанет вопрос об их функциональном использовании. Украинцы наверняка предложат сделать из них музеи. Но у поляков — другое мнение на этот счет. В замках будут размещена либо местная администрация, либо польское консульство, выездной филиал Министерства сельского хозяйства, здравоохранения или образования. Замки и дворцы возьмут под охрану польские же ЧОПы. А потом всю эту фамильную роскошь тихо приватизируют. Возможно, продадут какому-нибудь польскому олигарху. В общем, каждый такой дворец тихой сапой станет польской собственностью.
После этого (или параллельно с этим) поляки возродят несколько обанкроченных львовских промышленных и сельскохозяйственных предприятий — тот же Львовсельмаш или Львовский автомобильный завод. После развала СССР вся экономика края лежит на боку и находится в глубочайшем коллапсе. Так что выбор у поляков будет широчайший. Конечно, они возродят только то, что им надо.
Возможно, какие-то предприятия оборонного комплекса. Снабдят их какими-нибудь новыми технологиями. Создадут тысячи рабочих мест для тех же украинцев. А потом тихо их акционируют и скупят контрольный пакет выпущенных ими же акций. И предприятие выскользнет из госсобственности в руки новых хозяев.
То же самое и ровно по той же схеме произойдет и с украинскими агропромом. Сначала — инвестиции, потом — приватизация, затем — полонизация.
После этого наступит время действующих религиозных и культурных центров. Доминиканский собор, костел святой Эльжбеты, Венецианский дом, Дворец Бандинелли сначала обретут новую многочисленную паству из-за рубежа, а потом и новых хозяев. Старых тихо оттеснят или утилизируют.
И все это время из органов власти, силовых структур, армии, полиции будут тихо отжиматься местные кадры, а на смену им рекрутироваться польские профессионалы.
Так что борьба за Восточные Кресы будет долгой и серьезной. И в процессе ее вся Западная Украина может стать территорией хаоса, а сами «западенцы» — гражданами третьего сорта в своей собственной стране.
Или уже не в своей…