Православные Хакасии празднуют Пасху
Фото: pixabay.com

Пасха является самым главным и торжественным праздником у христиан, это основной переходящий праздник церковного календаря. Готовится к нему начинают самым долгим и строгим 40-дневным Великим постом. Празднуют Пасху каждый год в разное время, поскольку праздник привязан к солнечному и лунному календарю, принятому у евреев.

В 2022-м верующие отмечают главный праздник в православном календаре - Воскресение Христово - 24 апреля. Belarus.kp.ru рассказал об истории и традициях этого дня у православных.

Накануне праздника люди делают уборку в доме, пекут куличи и красят яйца. Великий пост завершатся в день накануне праздника - в ночь с субботы на воскресенье в храмах проходят ночные богослужения, верующие идут в церкви, чтобы причаститься, исповедаться (если не успели это сделать заранее в Чистый четверг) и окропить пасхальные угощения святой водой. В полночь прихожане приветствуют друг друга фразой "Христос Воскресе!", на которую отвечают "Воистину Воскресе!". Кстати, православная церковь отмечает Пасху в течение 40 дней - именно столько времени Иисус Христос был со своими учениками после воскрешения.

Работать в день Пасхи и три дня после него у православных считается большим грехом. В этот период не рекомендуется брать в руки ножницы, иголки и прочий домашний рабочий инвентарь. Также запрещена охота и рыбалка.

История празднования Светлого Воскресения

Праздник Пасхи отмечают в знак воскресения Иисуса Христа, который, согласно Библии, был распят на кресте, чтобы искупить грехи человечества и даровать людям возможность на жизнь вечную после смерти.

В раннем христианстве Воскресение Христово отмечалось при апостолах. Изначально этот день полностью посвящали воспоминаниям о распятии, смерти и воскресении Иисуса Христа и совершали в день приготовления евреями пасхального агнца. С самого основания христианской церкви Пасха являлась главным праздником у верующих.

Сообщества первых христиан отмечали праздник Светлого Воскресения в разное время - кто-то в один день с иудеями, кто-то в первое воскресенье после иудеев. С течением времени разница во времени празднования и традициях становилась более четкой. На Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году, было решено праздновать Пасху в один день.

С тех пор поместные Церкви приняли решение праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния от весеннего равноденствия. Тогда же все поместные Церкви стали отмечать праздник в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же на этот день выпадала иудейская Пасха, то христиане переносили празднование на следующую неделю, поскольку еще правилами святых апостолов христианам запрещалось отмечать Пасху в один день с иудеями.

Только в V веке христиане утвердили название Пасха для общепринятого обозначения Воскресения Христова.

Откуда пошло название "Пасха"

В соответствии с Библейским повествованием, воскресение Иисуса Христа произошло во время иудейского праздника Песах, которым отмечается исход из Египта. Согласно Ветхому Завету, последней «Египетской казнью», окончательно повлиявшей на решение фараона освободить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не убил только тех, кто заклал агнца и нанес его кровь на свои двери, что стало спасением людей от смерти. В соответствии с Новым Заветом, роль Агнца - спасителя людей - взял на себя Иисус Христос.

С течением времени иудейского слово "пейсах" приобрело более привычное славянскому уху название - "пасха". И люди стали чаще пользоваться сокращенным названием праздника вместо полного.

Первые христиане были уверены в том, что живут в последние годы мироздания, поэтому каждый год на Пасху ожидали второго пришествия Христа. Поэтому в день Пасхи они совершали литургию и посвящали время воспоминаниям о событиях из жизни Христа - от Тайной Вечери до Воскресения. Впоследствии каждая пятница (день распятия Христа) стала днем скорби, а каждое воскресенье - днем радости. Чувство потери, скорби и последующей радости достигали своей кульминации в день иудейского пейсаха. Так зародились пасхальные традиции в современном понимании.

Церковные богослужения

В православных храмах пасхальные службы начинаются накануне вечером - в Страстную субботу - и длятся всю ночь. Это самое длинное богослужение в году. Самая главная церковная служба в году наполнена радостью и ликованием. Некоторые православные приходят в церковь только ближе к утру, чтобы послушать главную часть церковного празднования – Святую Литургию.

Праздничную службу священнослужители начинают в красных (страстных) либо фиолетовых (траурных) цветах, а после полуночи переоблачаются в наряды белого цвета, расшитые золотом.

С Пасхи до Вознесения Господня во время богослужений не выполняются коленопреклоненные молитвы и земные поклоны.

Традиции празднования Пасхи у православных

Большинство пасхальных традиций носят кулинарный характер, поскольку Светлому празднику предшествует длительное воздержание от скоромной еды. С наступлением Пасхи заканчивается Великий пост, в этот же день происходит разговление (первый после поста прием скоромной пищи).

Основными атрибутами пасхального стола являются крашеные яйца и пасхальный кулич. Крашеные яйца символизируют мир, окропленный кровью Иисуса Христа и новую жизнь, победу жизни над смертью. Существует версия, что яйцо - это символ того, что под мертвой оболочкой находится жизнь. Сдобный кулич (или паска) - символ тела Иисуса, котором должны причащаться верующие. Кулич пекут или покупают заранее, чтобы успеть освятить его в храме до прихода праздника.

Пасхальную еду принято нести в церковь для освящения в плетеных из лозы корзинках, среди яств обязательно должны присутствовать пасхальный кулич, яйца и соль. Остальная еда добавляется в корзину на свое усмотрение. При этом яйца должны быть обязательно выкрашены либо покрыты специальным узором.

После ночной службы православные возвращаются домой и разговляются освященной едой, как правило, яйцом.

С пасхальным праздником связано много обычаев и традиций. Например, сошествие Благодатного огня, который является символом света в гробе Господа и воскрешения. А еще традиция помогать нуждающимся, не обходить стороной убогих и нищих. Считается, что нужно обязательно поделиться с ними одеждой и едой, чтобы они тоже могли присоединиться к празднику.

Наши предки считали, что в этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлении радостных эмоций.

Пасхальные гуляния

По окончании праздничного богослужения в деревнях начинались народные, открывались большие ярмарки. С давних времен пасхальные народные гуляния использовались ремесленниками для демонстрации своей лучшей продукции.

Одна из пасхальных традиций, дошедших до наших времен, - Христование. После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. При ударе яйца принято произносить пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Под вечер, ближе к концу гуляний, прежде жгли пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.

belarus.kp.ru

Пасхальное послание архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана

Пасхальное послание архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана пастырям и всем верным чадам церковным, пребывающим в Хакасии.

"Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Наступил День Воскресения Господня, День Святой Пасхи Христовой!

«Сей нареченный и святый День, един суббот Царь и Господь, праздников Праздник, и Торжество есть торжеств» — слышим мы сегодня вдохновенные слова преподобного Иоанна Дамаскина. Сегодня воистину великий и единственный Праздник, великое и единственное торжество, светлейшее из всех. Это «День, егоже сотвори Господь».

Хотя событие Воскресения происходит «утру глубоку», прежде чем воссиял день, спасительная и светозарная Пасхальная ночь является «воистинну священной и всепразднственной», потому что она составляет предвозвестие светоносного дне всеобщего Воскресения.

Своим Воскресением Господь победил смерть: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6, 9). «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55).

В торжественно и многократно поющемся тропаре Пасхи «Христос воскресе из мертвых», из тринадцати слов четыре, а именно «мертвых, смерть, смертию, во гробех» напоминают нам  о страшном факте существования смерти. Но это уже не скорбные, а победные слова, полные радости и жизни! Таковыми их делает одно-единственное слово «поправ».

Господь попрал смерть!

Теперь уже мы живем в мире, где смерть связана и побеждена, она не имеет власти и господства над нами!

Господь лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14). Теперь уже мы живем в мире, где смерть не имеет губительных последствий, а диавол не имеет силы. Ныне господствует Жизнь – Сам Христос.

Великий дар Воскресения Спасителя состоит еще и в том , что Он «воскрес из мертвых», будучи «Первенцем из умерших» (1 Кор, 15, 20), то есть на Его Воскресении основывается ожидание нашего Воскресения.

Как Господь пострадал, умер на Кресте, был погребен «запечатану Гробу» и воскрес, так и мы уже не будем являться вечными узниками смерти, но будем ждать «Воскресения мертвых и жизни будущаго века».

Христова победа над смертью открывает нам и нечто более таинственное и величайшее. Это участие в невечернем дне Царствия Божия, то есть полное общение в Его вечной славе: «О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Cило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего».

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Все это составляет дар Божий — причину веселия и радования. Все это делает Праздник Пасхи воистину Светлым! И поэтому наша Церковь призывает нас просветиться торжеством, друг друга обнять, простить вся Воскресением и так воспеть  сердцем и устами: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Всех вас душевно поздравляю, всем вам желаю светлой Пасхальной радости и приветствую от сердца:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

ИОНАФАН, АРХИЕПИСКОП АБАКАНСКИЙ И ХАКАССКИЙ

Пасха Христова 2022 г., град Абакан"

abakan-eparchy.ru

Добавить комментарий