В Дне единых действий о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны (день принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников») приняли участие почти 37 тысяч школьников и студентов Хакасии. День единых действий – это память, это протест, это боль.
В рамках памятной даты учителями образовательных организаций, педагогами вузов, колледжей, завучами по воспитательной работе проведены уроки-реконструкции. Участники уроков погружались в ситуации военного времени, вставали перед страшным выбором между жизнью и смертью, перед выбором стать предателем и такой ценой сохранить жизнь, или умереть, но не предать, рассказали в пресс-службе Минобрнауки Хакасии.
Погружение в предлагаемые ситуации заставляло участников уроков-реконструкций рассуждать со слезами на глазах, вызывало искреннее негодование: «Как на такое может пойти палач?» и искреннее сострадание: «Как такое может выдержать жертва?!»
Ребята рассказывали о своих прадедах, принявших участие в боевых действиях. Наши земляки, особенно жители таёжных районов, были хорошими охотниками и поэтому на фронте становились прекрасными снайперами. В одном из сочинений конкурса «Без срока давности» описан случай, когда фашисты через рупор предлагали нашему земляку перейти на их сторону, обещая «сказочное обогащение». Но снайпер не предал Родину, дошёл до Берлина и вернулся в Хакасию сказочно счастливым!
В рамках единого урока говорили и о том, как наш тыл помогал фронту, как дети с восходом солнца шли на поля, становились к станку, а матери молили солнышко встать чуть попозже, чтобы ещё немного дать поспать детям.
Наши земляки принимали детей блокадного Ленинграда, в населённых пунктах Хакасии располагались госпитали, а трагические истории их пациентов также также находили место в сочинениях «Без срока давности».
Уроки заканчивались минутой молчания. Когда в чате стали появляться фотографии других регионов России, которые пересылались нашим учителям, слова «оккупированная территория и тыл» зазвучали в общем контексте Дня единых действий уже не формально: ребята понимали, насколько страшно было оказаться там, лицом к лицу с фашизмом.
Единый урок – урок против бесчеловечности не закончен. Его продолжение – наша память и призыв: «Пусть это никогда не повторится!»