Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. Его отец, Пётр Караченцов, был иллюстратором и художником-графиком, работал в журналах «Огонёк», «Юность» и «Иностранная литература», газетах «Правда», «Комсомольская правда» и «Известия». В годы войны, после ранения, полученного в битве на Курской дуге, стал художником-военкором — автором зарисовок с передовой. Рисовал агитационные плакаты и иллюстрировал книги. Мать Николая, Янина Брунак, происходила из польских дворян и была всемирно известным балетмейстером — работала в крупнейших театрах России, странах Европы и Азии.
Родители будущего артиста развелись ещё до его рождения. Николай остался с матерью — и жил с ней вдвоём до самой женитьбы — до тридцати лет. Однако, по воспоминаниям Николая, родители сохранили доверительные отношения: мама часто отпускала сына к отцу, тот, в свою очередь, нередко приходил в гости. Профессия отца маленького Колю не привлекала; куда больше ему нравилось то, чем занималась мама: танцами мальчик увлекался с ранних лет — и, конечно же, мечтал выступать на сцене Большого театра.
От этой затеи его отговорила мама, которая не понаслышке знала, как ломаются судьбы профессиональных артистов балета. «Что будет, если ты не попадешь на сцену Большого театра? Если не станешь солистом? Если травма ноги? И в сорок лет ты станешь пенсионером?» — рассуждала она. В детстве Николай отчаянно спорил с матерью на этот счёт, но впоследствии был благодарен ей за эти советы.
bakhrushinmuseum.ru
Драматическим театром Николай увлёкся в старших классах школы. Он записался в актёрские мастерские — студию Дома кино и студию самодеятельности для школьников при Центральном детском театре (ныне РАМТ). Первую главную роль Коля сыграл в спектакле «Плутни Скапена» по пьесе Мольера. А больше всего гордился ролью бандита Глухаря в постановке «Два цвета» в студии Дома кино: ту же роль в театре «Современник» в то время исполнял Евгений Евстигнеев.
После школы Николай решил поступать в Школу-студию МХАТ. Вступительные экзамены дались нелегко: отборочные этапы абитуриент прошёл, однако на третьем туре едва не «срезался» — его пришлось проходить повторно. Комиссия долго решала, зачислять ли Караченцова на курс, или взять вольнослушателем. Выбрали второй вариант, и месяц Николай пробыл вольнослушателем. Затем, к счастью, его взяли в «основной состав», на курс Виктора Монюкова.
Караченцов был отличником и считался одним из лучших студентов Школы-студии. Его лучшими друзьями в годы учёбы были однокурсники — Борис Чунаев, Евгений Киндинов и Николай Малюченко. В те же годы он познакомился с Владимиром Высоцким — тот часто заходил в Школу-студию к своим бывшим преподавателям, и однажды даже провёл для Караченцова «мастер-класс» игры на гитаре.
Николай Караченцов в роли Жоржа Милославского / mhatschool.ru
На втором и третьем курсах Караченцов уже играл на сцене МХАТ в студенческих постановках, в том числе в спектаклях по пьесам Михаила Булгакова: в «Иване Васильевиче» он исполнил роль Жоржа Милославского, а в «Последних днях» — Никиты Биткова. Караченцов любил Булгакова, многократно перечитывал его произведения, в том числе те, что не выходили в печати: «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Записки врача», «Театральный роман».
После окончания Школы-студии в 1967 году Николая Караченцова распределили в театр имени Ленинского комсомола («Ленком»). Обычно выпускников Школы-студии «автоматически» направляли в труппу МХАТ, но в тот год традиция была нарушена в связи с увольнением из «Ленкома» главного режиссёра Анатолия Эфроса. Тот ушёл в Театр на Малой Бронной и забрал с собой лучших артистов «Ленкома», поэтому в покинутой им труппе сложилась катастрофическая ситуация — актёров просто не хватало. Восполнить состав решили за счёт выпускников Школы-студии МХАТ.
Новый руководитель Театра имени Ленинского комсомола, Владимир Монахов, старался в первую очередь сохранить наследие Эфроса — сложившийся репертуар практически не менялся, и Николая Караченцова вводили в уже знакомые зрителям спектакли. Артист вспоминал, что те годы представлялись ему «сплошной рутиной», но о том, чтобы сменить театр, он не думал. «Уволиться из театра — это все равно что уехать в эмиграцию. Чтобы решиться на такой шаг, надо испытать какую-то сильную боль», — рассказывал он в интервью.
Спустя шесть лет, в 1973-м, Монахов покинул «Ленком», и театр возглавил режиссёр, благодаря которому судьба Николая Караченцова стала поистине звёздной, — Марк Захаров. В первом его спектакле, «Автоград-21», Караченцов получил второстепенную роль. Но всего через год состоялась премьера спектакля «Тиль» по мотивам романа «Легенда об Уленшпигеле» бельгийского писателя Шарля Де Костера. Пьесу написал Григорий Горин, музыку к постановке — Геннадий Гладков; главную роль шута, бунтаря и хулигана Тиля получил Николай Караченцов.
Постановку ждал невероятный успех — она не просто понравилась зрителям и критикам, а открыла новую веху истории «Ленкома». Ажиотаж был колоссальным: очереди за билетами на мюзикл выстраивались с пяти часов утра, а некоторые театралы даже умудрялись дозваниваться самому Марку Захарову, чтобы попросить его достать билетик за любые деньги. После премьеры «Тиля» Караченцов проснулся знаменитым.
Театроведы называли его «новым молодым героем» и «актёром синтетического свойства», имея в виду, что он блестяще владеет не только драматическим даром, но также пластикой и вокалом. Марк Захаров в одном из интервью сказал, что именно Караченцов и его Тиль стали «тараном, пробившим брешь в стене, отделяющей старый „Ленком“ от нового». Сам же Николай Караченцов называл «Тиля» главным спектаклем в своей жизни.
enkom.ru
За этим звёздным спектаклем последовало множество других; среди них — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Гамлет», «Шут Балакирев», «Оптимистическая трагедия». Караченцов играл в постановках самых разных жанров, воплощал на сцене самые разные характеры — от коварных злодеев до благородных героев. В «Ленкоме», где артист служил почти 40 лет, он исполнил более 20 ролей. Самой популярной и узнаваемой среди них стала роль графа Николая Резанова в легендарном мюзикле «Юнона и Авось» на музыку Алексея Рыбникова.
Дебютом Караченцова в кино стала небольшая роль Ивана Шульги в телефильме Марии Муат «…И снова май!» 1968 года. Однако своим первым «большим» фильмом артист считал картину «Одиножды один» Геннадия Полоки. В ней Караченцов сыграл Анатолия, одного из многочисленных потомков главного героя — пожилого полотёра, на склоне лет осознавшего, что, несмотря на множество браков и покинутых детей, обрести семью он так и не смог. Анатолий, по характеру и склонностям очень похожий на отца, переосмысливает свою жизнь после встречи с ним. Благодаря фильму «Одиножды один» Караченцова заметил режиссёр Виталий Мельников — и пригласил Николая на пробы в картину «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова.
«Старший сын», к/с «Ленфильм», 1976, реж. В. Мельников
Пробы, подготовиться к которым Караченцову помог Евгений Леонов, артист прошёл, и сыграл в «Старшем сыне» Владимира Бусыгина — студента, который по сюжету убеждает хозяина первой попавшейся квартиры, что он его сын, только ради того, чтобы переночевать в тепле. С этой роли к Николаю Караченцову, как он сам выражался, пришла «удача в кино» и известность среди не только театрального, но самого что ни на есть массового зрителя. После этой работы, полюбившейся зрителям, артисту предлагали по 12−15 сценариев в год — главным образом это были фильмы социально-психологического плана.
После успеха киномюзикла «Собака на сене» Караченцова стали звать и на комедийно-гротесковые роли. Что артиста радовало: чисто комических ролей в театре у него не было, и работа в кино позволяла проявить себя и в этом качестве. «Собаку на сене» Караченцов любил: роль «страстного идиота» Рикардо была небольшой, но исполнил он её с удовольствием и азартом; кроме того, в «Ленкоме» пьесы Лопе де Веги не ставили, и кинофильм предоставил возможность прикоснуться к этому материалу.
«Собака на сене», к/с «Ленфильм», 1977, реж. Я. Фрид
В целом на экране, как и на сцене, Николай Караченцов воплощал разнохарактерные образы. Артист шутил, что на «Мосфильме» его рассматривали исключительно как «уголовника», зато на «Ленфильме» давали положительные роли. Всего в фильмографии артиста более сотни картин, среди которых — настоящие хиты: «Приключения Электроника», «Человек с бульвара Капуцинов», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись», «12 стульев» и многие другие.
Съёмки «Человека с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой артист вспоминал с особым теплом, хотя изначально отказался от роли, которую предлагала ему постановщица. Он честно признался, что хотел бы сыграть Билли Кинга, но понимал, что это не его роль. Однако вскоре Сурикова позвала Караченцова пробоваться на эту роль, и всё сложилось. Несмотря на то, что на съёмках была задействована большая команда каскадёров, все трюки Караченцов выполнял сам, чем очень гордился.
«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Суриков
Николай Петрович работал и в качестве актёра озвучки: его голос звучит в мультфильмах «Пёс в сапогах», «Алиса в Зазеркалье», «Лиса Патрикеевна» и других. Кроме того, его голосом «говорят» в русскоязычном дубляже многие герои Жана-Поля Бельмондо: Николай Караченцов переозвучивал картины с его участием, в том числе боевики «Чудовище», «Вне закона» и «Одиночка».
Главным увлечением Николая Караченцова было пение; несмотря на загруженный до предела график спектаклей и съёмок, он находил время и для того, чтобы записывать треки. В общей сложности за 40 лет он исполнил в театре и кино более 200 песен. Во многом благодаря любви к музыке он и получил судьбоносные роли: впервые спеть на сцене ему предложил Геннадий Гладков — в звёздном «Тиле»; а затем он же пригласил Караченцова сниматься в «Собаке на сене».
lenkom.ru
Со своей женой, актрисой Людмилой Поргиной, Караченцов познакомился в театре — актриса пришла в «Ленком» в 1973 году. Вместе они играли в спектакле «Музыка на одиннадцатом этаже» — из-за него и начался театрально-служебный роман. Николай долгое время не решался ухаживать за Людмилой: когда они познакомились актриса была замужем.
Однако Поргина сделала первый шаг и сообщила, что готова развестись ради этих отношений. После этого Николай и Людмила стали парой, и в 1975 году поженились. В 1978-м у них родился сын Андрей. Николай Караченцов и Людмила Поргина были вместе 43 года, до конца жизни артиста. У них трое внуков: Пётр, Янина и Ольга.
Фото из личного архива
В 2005 году произошла катастрофа, перевернувшая жизнь Николая Караченцова: узнав о смерти тёщи, он поехал к жене и по пути попал в страшную автомобильную аварию. Артист получил серьёзную черепно-мозговую травму. Больше 20 дней он провёл в коме, а затем последовал длительный период реабилитации: после операции на мозге речевые функции восстанавливались с огромным трудом, и активно реагировать на происходящее вокруг Николай Петрович уже не мог. Творческую деятельность пришлось прервать.
После 12 лет восстановления, в конце февраля 2017 года, Караченцов и Поргина снова попали в ДТП; на этот раз удалось отделаться лёгкими травмами. Спустя всего несколько месяцев, в сентябре, у артиста обнаружили неоперабельный рак лёгкого. Николай Караченцов скончался в реанимации онкологической больницы 26 октября 2018 года на 74-м году жизни.