1 октября колледжу педагогического образования, информатики и права ХГУ исполнилось 95 лет. Счет подготовленных за эти годы специалистов идет на десятки тысяч. Одна из них, его выпускница – учитель начальных классов школы № 10 Абакана Диана Шаравдинова.
Ее путь в педагогику начался в стенах родного университета, где она приобрела необходимые знания и навыки для работы с детьми.
– Как вы учились в школе? Почему решили поступить в ХГУ?
– Училась на «хорошо» и «отлично». Всегда активно участвовала в мероприятиях разного уровня: школьных, муниципальных, краевых. Любила читать стихи, играть в шахматы и шашки. Окончила школу искусств по специальности «Декоративно прикладное искусство».
При выборе профессии не задумываясь, решила поступать в КПОИиП. Ведь судьбы моей бабушки, мамы, старшего брата неразрывно связанны с ХГУ, они все получали там высшее образование.
Подала документы на две специальности: «Специальное дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах». Долго думала, куда именно пойти, но все-таки решилась и выбрала профессию учителя.
– Выбор профессии был не случайным.
– Да. В моей семье насчитывается почти 100 лет педагогического опыта. Я с раннего детства видела пример моей бабушки, которая всегда ходила на работу с улыбкой. Меня брала гордость, когда приезжали к нам в гости ее выпускники через 10, 20, 30 лет, чтобы спросить как здоровье и как ее дела, или просили помощи при решении очередной контрольной из вуза. Бабушка окончила педагогическое училище в городе Юрьев-Польский по специальности «Учитель начальных классов» и по распределению была направлена в Сибирь. Уже работая в школе, решила продолжить обучение, поступила в АГПИ и получила высшее образование.
Мама работает учителем русского языка и литературы уже 36 лет. За это время она получила два высших образования в стенах уже родного и любимого Хакасского госуниверситета.
– Кого из преподавателей вспоминаете добрым словом?
– Так случилось, что педагогический колледж глубоко поселился в моем сердце и уже не исчезнет из него никогда. Я всегда с радостью прихожу в гости, люблю и скучаю по преподавателям: Анастасии Викторовне Ермак, Ирине Александровне Варламовой, Наталии Леонидовне Чудаевой, Ольге Викторовне Деревягиной, Светлане Александровне Миргород и, конечно, Татьяне Александровне Чеблуковой. Каждый из них сыграл большую роль в моем профессиональном становлении.
– Расскажите о своем профессиональном пути после окончания вуза?
– Работать начала еще во время учебы в колледже. В школе № 10 начала свою карьеру с должности педагога-организатора. Проработав несколько лет не по специальности, поняла, что профессия учителя начальных классов мне ближе.
Жизнь непредсказуема, никто не знает, что будет завтра, и какой профессиональный путь тебя ждет. Наверное именно поэтому, я и решила его расширить и поступить в институт непрерывного педагогического образования по специальности «Логопедия».
– Что самое важное в профессии учителя?
– Самое важное – любовь к детям. Любовь – это безусловное принятие человека. Так и с детьми: кто-то послушен, всегда стремится к новым знаниям и тебя понимает, а кто-то «шкодничает» все перемены и искренне не понимает, почему у него вновь появилось замечание в дневнике. И именно любовь к детям помогает одинаково относиться как к послушному ребенку, так и к шалунишке.
Быть учителем – это как быть проводником в мир знаний – невероятно увлекательно!
– Как вы относитесь к тому, что программы и стандарты в начальной школе постоянно обновляются?
– Мир не стоит на месте, он постоянно изменяется и развивается. Модернизация программ и стандартов для учителя – как свежий ветер! С одной стороны, это может быть немного напряженно, так как нужно постоянно адаптироваться и учиться новому. Но с другой стороны, это отличная возможность сделать обучение более актуальным и интересным для детей.
– Что самое трудное в работе педагога?
– Находить общий язык с каждым учеником. Каждый из них уникален, и порой нужно проявлять креативность, чтобы донести материал так, чтобы его все поняли.
– Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать учителем начальных классов?
– Самое главное – это навык самоконтроля и самоорганизации. Ведь если ты организован сам, то сможешь организовать и ребят. Чем лучше ты организуешь себя, тем легче будет проводить уроки, следить за дисциплиной и поддерживать порядок в классе. Это как плести красивый узор – все должно быть на своем месте.
– Вы активно участвуете в мероприятиях, организованных «Орлятами России» и «Движением Первых». То новое, что вам удается узнать, внедряете на своих уроках, как это влияет на учебный процесс?
– Внедрение нового опыта в учебный процесс не только делает его более интересным, но и способствует развитию у детей критического мышления, креативности и коммуникативных навыков.
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» первая степень «Движение первых». В ее основе лежит коллективно-творческая деятельность, которая учит общению, работе в команде, делению успеха и ответственности с другими участниками. Происходит формирование и сплочение коллектива, формирование личности школьника, что крайне важно в этом возрасте.
А различные активности «Движения Первых» дают ребятам возможность найти себя: кто любит театр – для тех организуются экскурсии и встречи с актерами; кто любит спорт и путешествия – проводятся соревнования; кто любит рисовать – участвуют в различных конкурсах, посещают различные известные картинные галереи.
Эти программы социальной активности помогают проявить себя как коллективом, так и лично, а еще учат верить в себя и свои силы. Они помогают педагогу раскрыть творческие способности абсолютно каждого ученика.
– Что пожелаете родному колледжу, коллегам, студентам?
– Колледжу – развития, вдохновляющих проектов и, конечно, много активных и заинтересованных студентов! Коллегам – терпения, поддержки и креативных идей! Студентам – нескончаемого вдохновения, удачи на экзаменах и, конечно, осознанного выбора профессии!
Фото предоставлены ХГУ, из архива Дианы Шаравдиновой.
Беседовала Эльмира Ботева, ХГУ