Начальник отдела фитосанитарного надзора и семенного контроля Валентина Колмакова ответила на вопросы ИА Хакасия".
Поводом послужило обращение в редакцию жителей Таштыпского района Хакасии. Они сделали ряд вполне логичных выводов после недавнего сообщения Россельхознадзора по Хакасии и Туве:
"По результатам мониторинга на территории Матурского участкового лесничества Таштыпского лесничества выявлен новый очаг карантинного объекта - большой черный еловый усач, что подтверждено заключением аккредитованной испытательной лаборатории Кемеровского филиала ФГБУ «ВНИИЗЖ».
В Матурском лесничестве из-за вредителя ввели карантин
Фото: Россельхознадзор по Хакасии и Туве
Однако схема заражения и границы земельного участка в орехово-промысловой зоне совпали, посчитала руководитель шорской общины села Матур Светлана Чебодаева. Участок как будто специально выделили из ООО "Тигули", чтобы затем найти на нем карантинного вредителя и провести там так называемые санитарные рубки ценного кедра.
"Вы представляете, какая схема была провернута, чтобы подобраться к рубке кедра", - говорит Светлана Чебодаева.
Хакасия: Матурская тайга с трудом выдает свои тайны
- Валентина Ивановна, попытаемся разобраться в ситуации. Есть ли в Управлении лесопатологи? Их основная задача?
- Лесопатологов в Управлении нет, данная должность не предусмотрена штатным расписанием.
- Может ли Россельхознадзор заключать договоры с частными лицами и организациями на лесопатологическое обследование? Нет ли здесь коррупционной составляющей? Предприниматели везут ваших лесопатологов в кварталы для рубки с целью найти там вредителей?
- Управлением лесопатологические обследования не проводятся, договоры на проведение обследований с частными лицами и организациями не заключаются. Предприниматели государственных инспекторов Управления в места заготовки древесины для выявления вредителей не возят.
- Почему Минлес РХ, а ранее Минприроды РХ, вынуждены было приглашать лесопатологов из Красноярска (Институт защиты леса) и других регионов, когда в республике есть свои? Хотя вы говорите, что у вас их нет. Какие меры, по-вашему, нужно принять (в том числе на законодательном уровне), чтобы исключить незаконную вырубку леса в Хакасии?
- Данные вопросы необходимо направить в Министерство лесного хозяйства Республики Хакасия. Контроль (надзор) за незаконной вырубкой деревьев в полномочия Управления не входит.
- Как выявляются очаги заражения лесными карантинными вредителями?
- Эти очаги заражения выявляются Управлением при проведении контрольных (надзорных) мероприятий или карантинного фитосанитарного мониторинга подкарантинных объектов. На территории Хакасиии он проводится ежегодно в соответствии с планом мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории, подконтрольной Управлению, который утверждается руководителем Управления, согласовывается с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору не позднее 1 ноября текущего года на следующий календарный год и размещается на официальном сайте Управления.
Обращу внимание, что карантинный фитосанитарный мониторинг подкарантинных объектов с целью выявления карантинных объектов, которые могут служить источниками их проникновения и распространения как на территории подконтрольной Управлению, так и на территории РФ, в том числе и лесных насаждений, проводится государственными инспекторами отдела фитосанитарного надзора и семенного контроля самостоятельно. В ходе мониторинга отбираются пробы, которые сдаются в аккредитованную испытательную лабораторию подведомственную Россельхознадзору.
- Почему Росссельхознадзор заходит повторно на участки, выделенные под рубку леса и уже проверенные на наличие (отсутствие) карантинных вредителей?
- Мы проводим «повторное» обследование только в том случае, если имеется информация о выявлении заражения насаждений карантинными объектами. Либо информация о гибели лесных насаждений, в целях определения вредителя. А также для определения границ распространения карантинного объекта.
- Как вы осуществляете контроль по вывозу леса лесозаготовителями из карантинных зон? Могут ли они провезти мимо вас здоровый лес (кедр)? Потому что под видом санитарных рубок и могут рубить и вывозить здоровые деревья.
- Контроль по вывозу подкарантинной продукции из карантинных фитосанитарных зон осуществляется при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством анализа федеральных государственных информационных систем - ФГИС «Аргус-Фито» и ФГИС «ЛЕС-ЕГАИС».
Вывоз древесины из карантинных фитосанитарных зон осуществляется на основании карантинного сертификата, который оформляется на каждую партию вывозимой подкарантинной продукции. Он выдается на основании заявления и заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции. В целях подготовки заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований осуществляется государственным инспектором Управления не позднее чем через 5 рабочих дней после дня получения соответствующего обращения заявителя. Карантинный сертификат выдается бесплатно (п. 3 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений»). Контроль за вырубкой древесины в полномочия Управления не входит.
Справка
- Управление Россельхознадзора по республикам Хакасия и Тыва является территориальным органом Россельхознадзора, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору): в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения; в сфере карантина и защиты растений; области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений; области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения качества и безопасности зерна, продуктов переработки зерна.
В сфере земельных отношений (в части касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и виноградопригодных земель); в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.
В сфере соблюдения законодательства в области виноградарства и виноделия (за исключением вопросов лицензирования, оказания государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора), регулируемых законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); сфере защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также для организации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ задач и функций Россельхознадзора.
Управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности на территории республик Хакасия и Тыва, в том числе сфере карантина растений:
1. Федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, направленный на обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов, соблюдение карантинных фитосанитарных требований стран-импортеров, в пределах своей компетенции.
2. Организует проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе при осуществлении экспортно-импортных поставок.
3. Проводит мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории республик Хакасия и Тыва, включающий в себя:
наблюдение за текущим фитосанитарным состоянием подкарантинных объектов, ранее выявленными популяциями вредных организмов; актуализацию результатов инвентаризации очагов вредных организмов, карантинных объектов; экспедиционные обследования.
4. Устанавливает карантинное фитосанитарное состояние территории республик, проводит карантинное фитосанитарное обследование растений, в том числе виноградных насаждений, в вегетационный период как в зонах их возделывания (лаборатории, питомники, плантации, поля, сады, теплицы), так и в зонах произрастания дикорастущих растений, а также хранимых или транспортируемых растений и растительной продукции.
5. Устанавливает и упраздняет карантинные фитосанитарные зоны, вводит и отменяет карантинный фитосанитарный режим, организовывает мероприятия по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.
6. Формирует и ведет базу открытых данных карантинных фитосанитарных зон в электронной форме.
7. Проводит осмотр и досмотр подкарантинной продукции, осуществляет отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований и экспертиз в области карантина растений в целях определения соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям.
8. Организует проведение лабораторных исследований в области карантина растений в части, касающейся деятельности Управления;
9. Осуществляет контроль (надзор) за посевом и посадкой подкарантинной продукции, ввезенной в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции.
10. Ведет реестр подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности.
11. Ведет федеральные государственные информационные системы выдачи и учета фитосанитарной документации, результатов лабораторных исследований в области карантина растений и лицензий на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию.
12. Выдает, в установленных законодательством РФ случаях: карантинные сертификаты, фитосанитарные сертификаты, реэкспортные фитосанитарные сертификаты.