В Хакасии меры соцподдержки "привязывают" к банковской карте, и в управлениях соцподдержки муниципалитетов уже начался ажиотаж. В чем суть нововведения и стоит ли пенсионерам и льготникам волноваться и спешить?
Обо всем самом важном о так называемой "карте жителя" в студии 19rusinfo.ru рассказали заместитель министра труда и социальной защиты РХ Светлана Лавриненко и директор Центра информатизации и новых технологий (ЦИНТ) РХ Константин Новоторженцев.
- Здравствуйте, Светлана Викторовна, здравствуйте, Константин Сергеевич. Буквально в сами праздники, 1 мая, республиканские пенсионеры подняли волну возмущения. Они узнали, что их талоны на проезд в общественном транспорте меняются на какую-то непонятную пластиковую карту жителя. Что это такое и что с этим делать?
С. Лавриненко:
- Не нужно волноваться и переживать. Согласно указу президента, во все отрасли экономики, социальной сферы внедряются цифровые технологии. И, соответственно, на территории Республики Хакасия вводятся электронные социальные проездные билеты, так мы называем. То есть на базе цифрового сервиса "карта жителя" будет реализовываться льготный проезд граждан при помощи платежной системы - банковской карты. То есть на банковскую карту вносится информация, и уже граждане пользуются не талоном для бесплатного проезда, а банковской картой - персонифицированным идентификатором.
- Карта защищена? Не будет ли нового всплеска мошенничеств, которое связывают с утечкой каких-то данных? Это сейчас актуально.
К. Новоторженцев:
- Да, как раз люди многие спрашивают, а что за карта, как она выглядит, почему мы привязываем к существующим картам? Почему это безопасно - это не мы, не банк, не система, которая это сопровождает. Не зашиваются никакие данные. Мы всего лишь номер карты идентифицируем. Она только как ваш персональный номер используется. Больше ни для чего. Поэтому внутрь системы никакой мошенник, группа не может проникнуть. Тем более, система это не считывает, данные обезличенные проходят. И сами терминалы тоже просто вас идентифицируют и понимают, что вам присвоена такая или иная категория. там, право на льготу, и уже после этого вы пройдете.
- Другими словами, карта номерная, выдана, к примеру, Иванову Ивану Ивановичу. Просто именно номер этой карты высвечивается на терминале, просто высвечивается, что это льготник. И он, прикладывая, получает тот же самый льготный талон, что он показывал кондуктору, и тот давал льготный билеты.
К. Новоторженцев:
- Совершенно верно. На терминале у кондуктора прямо отображается, что такая-то категория граждан, он имеет на это право. Загорается зеленым цветом индикатор, что человек едет бесплатно, пожалуйста, проводите пенсионера на посадочное место, пусть человек едет. Это кондуктор мгновенно видит.
С. Лавриненко:
- Когда карту вы прикладываете к терминалу вы будете получать билет, который будет социальный, написано бесплатный. Он нужен при контроле, вы держите в руках билет, но это бесплатный билет.
- Такой каверзный вопрос. Уже нам поступили жалобы на то, что некоторые пенсионеры и льготные категории граждан не имеют платежных карт банковских. Они получают по старинке пенсию на почте, или почтальон им приносит. Как им быть, как получить карту? А если они не хотят, они же по Конституции имеют право.
К. Новоторженцев:
- Нет, самый удобный инструмент это просто получить. Мы их не ограничиваем, возвращаясь к конституционным правам, не просим никому платить, тем более ни в один из банков. Это доступно, в каждое отделение могут прийти, получить. Есть банки, которые выдают это все совершенно бесплатно. Никаких сложностей в этом не возникнет. Еще есть вариант: они могут взять карту любую банковскую человека, которому это передаст. Например, родственник, он ее пишет в заявлении, он выносит все данные, мы понимаем, что эта карта принадлежит ему. И сам гражданин уже несет ответственность, что он эту карту не имеет права передавать третьим лицам и пользоваться ею соответственно.
С. Лавриненко:
- Я хотела бы заглянуть немного в будущее. Цифровой сервис "карта жителя" - это только начало, первый шаг. И не стоит так настороженно к этому относиться. В рамках клиентоцентричности большие планы впереди у нас идут. И в будущем большинство мер социальной поддержки в будут в проактивном формате. Гражданину не нужно будет приходить, например, в управление социальной поддержки, в идеале, когда мы придем к этому. Мы будем сами начислять меры поддержки, видя, что человек в этом нуждается. И на эту же карту меры поддержки будут приходить в проактивном формате. Думаю, если кто сегодня не имеет карты, стоит ее получить. Все-таки у нас общество развивается, растет, шагает вперед. Не нужно бояться, что будут сниматься какие-то денежные средства. Абсолютно нет. Мы это гарантируем. Эта информация вся защищена. Когда люди к нам приходят в управление соцподдержки, они же дают нам расчетные счета этих карт, да? Люди же получают на эти карты выплаты по мерам социальной поддержки. Но дело в том, что мы не на всех граждан располагаем информацией. Они дают расчетный счет, например, а нам нужен номер карты. Мы не имели никакого прецедента страха использования счетов у наших граждан. Как ни крути, все равно мы выступаем определенными гарантами защищенности данной информации.
К. Новоторженцев:
- Не только мы, российская платежная система. Безусловно, мы выступаем гарантами.
С. Лавриненко:
- Мы берем вашу информацию и вам даем гарантию, что в рамках нашей деятельности она никуда не будет использована в негативном формате.
К. Новоторженцев:
- Про безопасность всегда важно, безопасности много не бывает. И вопросы, которые люди задают по безопасности, это показатель, наверное, развитого нашего общества, Это банковская карта, на ней, безусловно, есть ваши идентификаторы, персональные данные. Берегите карту! Не давайте данные никому с обратной стороны, не оставляйте и не теряйте. Относитесь к этому инструменту серьезно. В любом случае, чем больше туда сервисов будет привязано, тем это еще ценнее становится.
- Допустим, на примере Москвы. Там была социальная карта москвича, началось внедрение в 2000 году. Сейчас на этой карте уже много услуг. При получении каких-то льгот человеку уже не надо ни в пенсионный бегать, никуда, они автоматически работают. У многих стоит биометрия, он заходит в метро, просто камера видеонаблюдения считывает биометрию, и человек может не доставать карту. В нашем транспорте не везде имеется терминал по приему карт.
К. Новоторженцев:
- Такая сложность есть, историческая в нашем регионе. Но перевозчики, понимая, что сейчас цифровизируется эта отрасль, в этом году проявили активность небывалую. Мы получили достаточно высокий парк автоматического транспорта, который безналично возит людей. Это большая заслуга перевозчиков, безусловно, они молодцы, в проект активно включились многие. И те, кто не включились еще, сейчас они это делают. Мы вас ждем, система подключается бесплатно. Мы устанавливаем терминалы нужные, оборудуем, обслуживаем, рассказываем, как этим всем пользоваться. И для граждан это все будет так же бесплатно.
- Ну а для перевозчиков плюс, что они могут свой счет к этому терминалу также подключить и просто принимать безналичные расчеты.
К. Новоторженцев:
- Они могут в Минтруд прийти, им компенсируют перевозку льготников. Это максимально просто: приходят к нам как к оператору, заключают соглашение с Минтрудом - все, два соглашения подписаны, терминалы установили, наши граждане приходят, приложили карту и едут бесплатно.
С. Лавриненко:
- Исторически определенные маршруты льготные были, а сейчас могут зайти и коммерческие, заключить с нами соглашение и при перевозке льготных категорий граждан также получать возмещение в виде субсидий.
- Как получить карту? Как привязать мою банковскую карту или моих родных, которые имеют льготы, чтобы они смогли ею пользоваться?
С. Лавриненко:
- У нас три варианта, куда можно обратиться. Это управление социальной поддержки по месту проживания, также МФЦ и ЦИНТ, который расположен по Щетинкина, 18 в Абакане. Много наших граждан уже обратились туда, на сегодня предварительно около полутора тысяч заявлений мы приняли.
- Кроме банковской карты при обращении в службу соцзащиты, в МФЦ, либо в ЦИНТ что нужно человеку с собой иметь?
С. Лавриненко:
- С собой нужно иметь паспорт, СНИЛС, банковскую карту и удостоверение, которое подтверждает, что вы относитесь к работной категории граждан.
- Буквально начав действовать, эта программа уже вызывает вопросы. Вчера нам пожаловался пенсионер, что он, получив карту, зашел в троллейбус, но карта не сработала.
К. Новоторженцев:
- Молодец тот пенсионер, умница, что прошел, сразу же протестировал. Скорее всего, его данные еще не обновились. Для этого требуется время. Первым делом должны проверить, занести это в систему. И после этого по всей республике должны в серверах подгрузиться данные на все терминалы. Потому что многие терминалы, для того, чтобы не синхронизироваться постоянно с интернетом, для быстроты реакции они должны прогрузить все внутрь себя, чтобы сразу люди пришли и быстренько синхронизировались данные. Поэтому он просто не успел загрузить. Мы просим сейчас наших получателей этих карт все-таки подождать неделю и уже спустя неделю протестировать эту систему. Большой наплыв людей во все отделения везде регистрируется, поэтому не успевают иногда просто вбить физически и подгрузить в базу. Неделю давайте подождем, и все данные синхронизируем.
- Но пока идет синхронизация, льготник может пользоваться бумажным талоном, который у него есть?
С. Лавриненко:
- С 1 июля будут действовать все льготы только при предоставлении карт. Никаких ограничений по количеству поездок нет и не будет.
Беседовал Андрей Лямков
Комментарии