Павлос Арсенович Георгиев родился 11 июля 1989 года в городе Кызыле. Воспитывали Павлоса с младенчества папа и бабушка. Большая семья Георгиевых, а у Павлоса есть дядя и тётя, очень нежно относились к мальчику, рассказывает тётя Павлоса – Дарико:
– Все очень сильно любили Павлоса. Он с детства был добрейшим мальчиком, всем смотрел в глаза. Никогда никого не обидел. Даже мыслей у него никогда плохих не было, не то что поступков.
Павлос окончил школу в городе Ессентуки Ставропольского края, туда отец переехал после смерти бабушки, после школы получил профессию электрика. Семья уговорила его вновь вернуться в Кызыл, здесь было проще найти работу, и помогла устроиться Павлосу на предприятие, которое занимается добычей антрацита подземным способом. Дарико вспоминает:
– Павлоса всегда хвалили на работе, моего мужа благодарили за такого работника. Он не просто сам хорошо выполнял свои обязанности, но ему постоянно нужно было за кого-то поработать, сделать больше. Потом он женился и устроился на другую работу, всё было отлично, но однажды его жена Даша рассказала, что он собрался на специальную военную операцию… Переубедить его было невозможно: он был смелый, решительный, мужественный и никогда не менял своего решения!
Он был очень светлый человек! Он так любил сыновей, он вообще любил людей! Гибнут хорошие, отважные парни, которые всей душой любят Родину и по зову сердца отправляются её защищать. Хоть бы это спасло этот мир!
Павлос был уникальным человеком, рассказывает его жена – Дарья: талантливым и разносторонним, мог делать всё и работал на разных предприятиях, где могли пригодиться его знания, умения и навыки:
– Очень надёжный, добрый, хозяйственный, всегда помогал мне во всём: с мальчишками поиграет, погуляет – у нас двое сыновей. Он всё делал: и ночью встанет, смесь разведёт, сына накормит. Меня успокаивает: «Спи, спи, я сам», а ему ведь утром на работу. Очень много всегда работал. Когда старший сын маленьким был, например, я боялась первое время его купать, а он – нет: искупает, перепеленает. На собрания – в садик, в школу – ходил чаще Паша. Я таких мужчин, если честно, которые бы так трепетно и с такой ответственностью относились к своей роли отца, не встречала ни разу в жизни.
Он всё делал искренне и с душой. Характер у него был хороший. Быстро со всеми находил общий язык, его верность, доброта подкупали. Он буквально за несколько часов влюбил в себя мою семью: мой брат – его лучший друг, они и делились самым сокровенным друг с другом, и помогали друг другу. Моя мама в каких-то спорных ситуациях тоже чаще была на стороне Паши. Потому что он был таким рассудительным, спокойным. Мог и вспылить, конечно, но это приводило только к тому, что он просто переставал разговаривать. Часа два помолчит, и всё! Как будто ничего и не было.
Паша очень много работал, мы никогда не нуждались в деньгах, хотя жили и работали как все – на средние зарплаты, но он всегда находил возможность заработать на массаж для сына (мы четыре года подряд, каждые три месяца, проходили курс лечебного массажа), на ортопедическую обувь, на всё, что было необходимо. Находил какие-то подработки, его ценили на работе, уважали, старались удержать.
В свободное время всегда чем-то занимался: для него время, проведённое с пользой, – это и был отдых.
Очень сильно любил животных: все бездомные кошки мира были наши. У нас было очень много кошек. Конечно, мне приходилось всех пристраивать. Я уже специалист по сочинению объявлений в сети по пристройству бездомышей… Но он был таким и не собирался меняться. Эта какая-то бескрайняя доброта, конечно, подкупала, хотя иногда было сложно.
Однажды Паша шёл домой и увидел, что какой-то пьяный мужчина упал в траншею. Он его вытащил, отвёл домой. Я его уже потеряла, говорю, где ты был, почему так долго не возвращался домой? Он отвечает: «Я его вытащил из ямы, а потом и домой проводил, мало ли что с ним могло ещё в таком состоянии произойти!» Ему всегда до всех было дело.
Он был очень терпелив к людям, к детям, например, уроки со старшим сыном учил он, потому что я и прикрикнуть могу, если что-то не получается, а он будет терпеливо сидеть и спокойно объяснять: надо – десять минут, надо – два часа, сколько надо – столько и будет терпеливо, доходчиво рассказывать, пока ребёнок не разберётся. Семья для него всегда была в приоритете. Он и на специальную военную операцию отправился потому, что, как он сказал, «Надо вас с мальчишками защищать!»
Паша ждал повестку, когда была мобилизация, но повестка не пришла, тогда он сам пошёл в военкомат, подписал контракт. Нам рассказал только тогда, когда получил документы на руки. Сказал мне: «Кто, если не я!?». Мы прожили вместе десять лет, и я понимала, что его отношения к жизни, к его роли в этом мире, его решения – защитить нас, страну – не изменить.
Паша подписал контракт в декабре 2022 года, в ноябре 2023-го он приезжал в отпуск. Ушёл на специальную военную операцию с тёмными волосами, лишь немного с проседью, а домой приехал уже совсем седым. Но не рассказывал никогда подробностей – что там происходит. Говорил: «Да, страшно, да, тяжело...» и всё! В тот ноябрь он как будто чувствовал что-то, напутствовал меня: «На детей не ругайся, голос не повышай, старайся общаться спокойно. Береги нервы свои и детей береги!». Он словно торопился всё успеть: мы хотели покрестить младшего сына, он настаивал, что это нужно сделать срочно, чтобы он был с нами в момент этого важного события. В Кызыле нам отказали, мы ребёнка с температурой повезли в Минусинск ночью, чтобы утром крестить. Для Паши это очень важно было…
Мама Дарьи – Евгения Евгеньевна – вспоминает, что Павлос на самом деле был человеком – открытой книгой, он всегда был подкупающе откровенен и честен:
– Когда Даша нас познакомила, я уже через часа два общения с ним поняла, что это именно тот мужчина, который нужен моей дочери: он будет прекрасным мужем, заботливым, прекрасным отцом. Он таким и был!
Он был очень мудрым и человечным... Даже я могла поплакаться ему, пожаловаться на жизнь. Знаете же, как много анекдотов на тему отношений тёщи и зятя? Так вот – у нас совершенно противоположная история! Я могла с Пашей поговорить, как с сыном! Я могла пожаловаться ему, излить душу. Паша всегда терпеливо слушал. Такие моменты, конечно, были редкими, потому что Пашу мы в семье называли «маленький трактор»: он всегда был чем-то занят, он никогда не сидел на месте, никогда не лежал на диване перед телевизором. Если он за что-то взялся, он будет работать до тех пор, пока не закончит: не упрямый, а целеустремлённый в лучшем смысле этого слова.
Паша любил природу: рыбалку, собирать ягоды, грибы. Мы часто ездили в лес всей семьёй. У нас с Дашей никогда не болела голова, что нужно с собой взять: стол, стульчики, уголь. Я понимаю, что мы даже не знаем, что нужно собирать: за всю хозяйственную часть всегда отвечал Паша, мы же продукты собрали, сели в машину и поехали. Так было во всём, Паша нас всех окружил такой заботой… Он был таким настоящим хозяином, мужчиной, который всегда всё запланирует, как надо сделает. Надёжный очень.
Всегда улыбался, был очень добрым, никогда никого не оставит в беде. Случай был: дети приехали ко мне в гости, мы все вместе что-то делали в огороде, смотрим, у соседей с крыши дым идёт. Я говорю: горит! Оборачиваюсь, а Паши уже нет с нами, он уже убежал туда, залез на крышу, уже помогает: тушит. Пока пожарные приехали, рукава разматывали, Паша уже шлангом заливает. Он без раздумий рисковал своей жизнью ради других! Вот такой был парень! Таких в наше время я больше не встречала! Как эту утрату нам пережить, я не представляю…
Когда Паша в прошлом году пришёл в отпуск, мы его так все уговаривали, чтобы он не уезжал. У него же был один ответ: «Я не могу оставить своих парней. Если я не вернусь к ним, значит, кто-то домой не съездит, а их тоже дома жена и дети ждут!» Всегда думал о других, только не о себе.
Дарья рассказывает, что и сослуживцы отвечали Павлосу Арсеновичу взаимным уважением:
– Сослуживцы о Паше очень хорошо отзываются. Мне рассказывали ребята: когда они не на задании, они копают блиндажи. Когда все уже идут отдыхать, он продолжает работать, копает и копает, копает и копает! Блиндаж – это безопасность, конечно, Паша старался… Все очень переживают из-за его гибели. Несколько человек из тех, кто служил с ним, прилетят на похороны, для них это важно – попрощаться.
Глава Абакана Алексей Лемин скорбит вместе с семьёй, друзьями, сослуживцами героя:
– Прощание – самый тяжёлый момент. Семье надо собраться с силами и пережить это время. Очень важно сейчас понимать, что теперь необходимо жить ради детей. Павлос Арсенович жизнь отдал, чтобы сыновья смогли научиться трудиться и рыбачить, спасать бездомных животных, получить хорошее образование, любить жизнь и ценить свою Родину так, как делал их отец! У мальчиков есть хороший пример, главное, память о Павлосе Арсеновиче сохранить и для следующих поколений! Потому что живы герои, пока мы их помним!
Прощание с Павлосом Арсеновичем Георгиевым состоится завтра, 28 апреля, с 12 до 13 часов в ритуальном зале по адресу: город Абакан, улица Кожевенная, 34. Отпевание пройдёт в Никольском храме. Похоронят героя на абаканском кладбище № 7 в воинском секторе, с воинскими почестями. Приходите проститься…
Отдел по связям с общественностью и СМИ администрации Абакана