«Мужик Мужикович…» – так нежно и любяще характеризует Александра Аркадьевича его жена. Ёмкое выражение – о базовых законах нравственности и отношения к себе, к семье, к Отечеству. Хозяйственный, надёжный, весёлый, внимательный, заботливый, элитный боец подводного спецназа, штурмовик – это всё об одном человеке, абаканском воине с позывным «Моряк», который положил жизнь за Россию…
Александр Аркадьевич родился в селе Аскиз Аскизского района Красноярского края 29 марта 1970 года. В семье Болгановых мужское начало было определяющим: пятеро сыновей, и Саша был старшим братом. В детстве семья переехала в посёлок Болганов, а затем – в Красноярский край, посёлок Подтёсово. Саша очень любил воду: реки, озёра, моря, и после того как окончил восемь классов в подтёсовской школе № 46, поступил в Красноярск в Лицей водного транспорта. Получил профессию моториста-рулевого третьего класса. Упорно занимался спортом, стал кандидатом в мастера спорта по дзюдо.
Александр ушёл служить в армию и, как и мечтал, попал на Тихоокеанский флот, в подводный спецназ, стал боевым пловцом – водолазом. После армии довольно долго работал по специальности, ходил по Ангаре, Енисею. Когда переехал в Абакан, работал какое-то время на контейнерном заводе, потом в МЖФ, потом на стройке домов по улице Комарова, монтировал системы отопления.
Брат Александра, Виталий, говорит:
«У нас разница в годах десять лет. И Саня всегда был для меня авторитетом. Даже когда он уходил по срочке в 1988 году, я со слезами просил его взять меня с собой. Все братья отслужили срочку. Ведь это неправильно, если не служил. Я и Лёша, младший, служили сверхсрочку. Я, конечно, не ожидал, что Саня поедет воевать, но выбор сделан: мужик сказал, мужик сделал. Тяжело терять братьев, особенно родных (не только по оружию). Старший всегда пример для младшего. Даже когда я, находясь на каникулах у бабушки в Болганах, просил просто постоять рядом, когда у меня шла разборка с местными, он сказал: «Решай сам, или ты или тебя». Я всегда его слушал, и он меня слышал. По детству помню: в Болганах у него был позывной «офицер». Его все уважали. Мне его будет не хватать».
Жена Наталья делится своими воспоминаниями о том, какими были 17 лет их жизни вместе:
«Саша приехал в Абакан, искал себе наставника. Он стал кандидатом в мастера спорта по дзюдо и хотел учиться дальше. В посёлке не было такой возможности. Он хотел продолжить спортивную карьеру, но не нашёл специалиста. Обошёл тогда всё, что было, все секции, и ему сказали, что уже ничему, к сожалению, научить уже не смогут.
Саша, кроме того, что был мотористом-рулевым, он окончил ещё курсы сварщика-сантехника. Полностью обустроил свой дом, своими руками. Канализацию провёл, выстроил систему отопления, котлы устанавливал, насосные станции – всё делал.
Очень любил читать: книги по истории России, классику, военную историю и боевую фантастику. Старые фильмы любил, советские, военные особенно, и песни наши, русские народные, про Россию.
Мы познакомились с ним на одной из молодёжных вечеринок. Мы в то время собирались у соседки, молодёжь, кино смотрели, танцевали, общались. А Саша как раз работал с её мамой, комнату недалеко снимал и приходил к соседке постирать, у него тогда не было стиральной машинки. Я его когда увидела, сразу поняла, что он такой, знаете, хозяйственный, надёжный, на такого человека смотришь – сразу видно, что за ним будешь как за каменной стеной. Он весельчак, лёгкий такой, жизнерадостный, отличное чувство юмора, но на нём всегда была маска суровости. Он был настоящим мужчиной, который точно знает, что такое Родина, честь, отвага, доблесть. Прирождённый лидер, герой. Он в юности служил в горячих точках, у него два ордена Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги» и «За боевые отличия». Он пережил плен, смог бежать из плена. Но он об этом никогда много не рассказывал.
У нас двое сыновей с Сашей, и дома они всегда называли его Батя. Саша был прекрасным отцом, любящим, заботливым. Когда у меня первый сын родился, я боялась его в руки взять, и первое время купал сына именно муж. Обычно наоборот бывает, а у нас – так. Мне было легко с ним. Он давал мне возможность поспать, спокойно с малышами занимался, мог и подгузники поменять, и покормить, и по хозяйству. У нас не было разделения труда на «мужское» и «женское».
Дети его обожают. У нас в семье были «Мужские дни», когда мама была не нужна. Они уезжали на рыбалку, в походы, стреляли из пневматики, играли, бегали, и плавали, папа их плавать научил. У сыновей папа – бесспорный авторитет.
Саша показывал сыновьям свою родовую деревню, памятные места, разговаривал с мальчишками по-особому, по-мужски. Его очень любили дети, и не только наши, к нему все дети тянулись. Он располагал к себе. И животные его любили. Хороших людей и ребёнок, и котёнок чувствуют. Всегда помогал сыновьям с уроками, точные науки – это были его уроки, я помогала с гуманитарными. Умел объяснить, подстроиться под детей.
Саша очень хорошо читал карты, ориентировался, с ним в лес пойти никогда не было страшно. Палатку? Раз – и собрал! Костёр развести, тропки все найти, с ним потеряться было просто невозможно. А я картины рисовала. И как мы с ним совпали, даже не знаю, но у нас была лучшая семья. В доме у нас Саша был по хозяйственной части по дому, всегда хватало работы, а я – по кулинарной, чистота-порядок, уют. В огороде вместе с ним и детьми всё садили, у Саши рука лёгкая.
Саша – он рубаха-парень, отзывчивый, всегда помогал, любому. Его очень многие любили и уважали».
Наталья говорит, что и у неё, и у Саши – непростые характеры, сильные, волевые, и до сих пор в её голосе звучит изумление, как случилось так, как совпали все точки соприкосновения, что все эти семнадцать лет была практически идеальная семейная жизнь. Совпали именно в силе духа, мудрости, жизненных приоритетах.
Александр Аркадьевич ушёл по контракту на спецоперацию в октябре 2023 года и погиб в бою в начале января 2024 года. Жена поддержала его решение:
«Меня поставил перед фактом: «Всё, я поехал». Я – жена, я обязана была его решение поддержать, потому что он – мой муж. Мы друг друга всегда поддерживали. Пока он была на фронте, из дома он только хорошие новости слышал. Всегда по телефону разговаривали и смеялись, всегда смеялись. Это после разговора я выключала трубку и могла поплакать, но мне было важно не огорчать его.
Муж у меня – очень сильный, он вообще ничего не боялся. Он был в десантно-штурмовом батальоне, и мы всё смеялись, я ему говорила: только ты мог совместить в себе спецназ ВМФ со спецназом ВДВ, водолаз-парашютист.
О том, что случилось, первым мне сообщил сослуживец. Погиб он в новогоднюю ночь, и не могли эвакуировать долго. Саша был настоящим. На настоящих мужчинах и держится наша страна. Они никогда не предадут, не подставят, всю серьёзность знают, жизнь по-другому видят. Те, кто был в боевых точках, прошли это: смерть, кровь, потери, у них братство там такое завязывается… И вот с этой болью потерь они живут, и всё равно, какой конфликт – они не позволят себе сидеть в стороне, совесть не позволит…
Я благодарна судьбе, что хотя бы эти 17 лет Саша был в моей жизни, это была счастливая жизнь. Он такой – один и навсегда…»
Боевое братство, действительно, – особое братство, и семье Александра Аркадьевича Болганова пишут сослуживцы со словами соболезнования, поддержки, с предложениями помощи. Мужские, скупые, сдержанные, но очень важные слова:
«В тот заход мы потеряли пятерых отличных парней. Все они были настоящими героями, ответственные, надёжные, смелые, не боящимися смерти, готовыми выполнить любой приказ. Очень жаль терять таких людей, настоящие мужики. Ваш муж был очень хорошим человеком. Примите мои соболезнования».
«Он Мужик с большой буквы!»
«Моряка семья мне как родная, так как он был моей семьёй».
«Я его сильно уважал. Он в моём сердце навсегда! Извините, что раньше не написал, был в госпитале. Если у вас есть какие-то вопросы, можете спрашивать. Я на боевом задании был с ним. И если нуждаетесь в помощи, буду рад помочь».
Глава Абакана Алексей Лемин глубоко скорбит вместе с семьёй Александра Аркадьевича Болганова, его близкими, друзьями, сослуживцами:
«Во всех армиях мира подводники-спецназовцы – это лучшие боевые части, элитные, высочайшего профессионализма и ответственности. Александр Аркадьевич проявил свою подлинную элитарность своим подвигом. Воин, герой по своей мужской природе, уже прошедший в юности горячие точки, он принял решение вновь вернуться в строй. Его универсальность, способность выполнять боевые задачи в любой стихии, при любых условиях – очень важная помощь фронту и Родине и очень тяжёлая потеря для всех нас.
Наши сердца переполнены болью, и не найдётся таких слов, чтобы утешить горе от потери. Пожалуйста, помните, что мы всегда рядом. Мы подставим плечо и всегда поможем. Пусть будут сыновья Александра Аркадьевича с таким же сильным характером, несгибаемой волей и широко распахнутой душой, как у Бати-Моряка. Светлая память нашему герою…»
Прощание с Александром Аркадьевичем Болгановым состоится 18 марта, с 11 до 12 часов, в ритуальном зале по адресу: город Абакан, улица Кожевенная, 34. Похоронят героя на абаканском кладбище № 7 в воинском секторе, с воинскими почестями, уточняет отдел по связям с общественностью и СМИ администрации Абакана.