Хакасия с каждым годом все активнее и активнее принимает участие в независимых процедурах в области образования. Это необходимо для проведения независимой оценки как образовательных организаций, так и их воспитанников.
Так, например, в 2021 году в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) приняли участие 4 образовательные организации Хакасии и 126 школьников. Для сравнения, в 2020 году школьников-участников было 97, а в текущем - уже 142.
Исследование «PISA для школ» состоит из двух частей: тест для учащихся и анкета для учащихся. Тест для учащихся представляет собой набор произвольно подобранных вопросов, количество которых может варьироваться от 57 до 62. Анкета для учащихся включает вопросы о социальных и эмоциональных навыках обучающихся, их отношении к школе и о семейном окружении.
Еще один проект, в котором Хакасия активно участвует не первый год, имеет статус федерального - «500+».
Название проекта «500+» отражает задачу достижения функциональной грамотности в каждой школе, то есть достижение школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA.
Так, количество школ (участников программы) с низким результатом в текущем году (по сравнению с предыдущим годом) в регионе сократилось на 12. В 2022 году таких школ 14.
По традиции учащиеся школ республики и студенты пишут проверочные работы. Количество школ, как и количество участников, ежегодно растет. Исходя из результатов, качество знаний у школьников, даже несмотря на пандемию, не ухудшилось. Это в свою очередь говорит об эффективности и гибкости текущего образовательного процесса, который в последнее время активно модернизируется, в том числе с помощью новых информационных технологий.