Мало кто из звёзд цирка может повторить аттракцион семейного дуэта из Донецка Игоря и Александры Петровых. Они объехали полмира с гастролями, но, когда началась СВО, не сбежали по примеру некоторых коллег за границу. Игорь год воевал, Александра спасала его своими молитвами. А по возвращении мужа с фронта пара ещё и совершила подвиг. Подробности читайте в материале Царьграда.
Сам их приход в цирк был неординарным. Александра работала дирижёром хора, Игорь занимался ремонтом кабельных сетей. Они тогда только познакомились и решили связать свои судьбы. И тут увидели объявление в интернете о наборе акробатов на роликах для донецкого цирка "Космос". Шёл 2012 год…
АЛЕКСАНДРА И ИГОРЬ ТОГДА ТОЛЬКО ПОЗНАКОМИЛИСЬ И РЕШИЛИ СВЯЗАТЬ СВОИ СУДЬБЫ. СЕМЬЯ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ.
Руководитель аттракциона Валерий Тимохин приглашал артистов с улицы. Для него это было жестом отчаяния: выпускники цирковых училищ не устраивали его уровнем мастерства и финансовыми запросами. А для Игоря и Александры это был шанс изменить жизнь.
Было трудно. Но у нас был девиз: "Страх – препятствие к успеху".
Они сдали экзамен в Киеве в национальном украинском цирке. Сначала работали в коллективе, гастролировали по Украине. Потом – за границей, их первой страной стал Китай.
Когда началось обострение на Донбассе, коллектив распался. И мы решили сделать свой номер. В тот момент мы находились в Харькове. И вполне прочувствовали на себе негативное отношение к дончанам со стороны украинских цирковых чиновников.
Им не разрешили готовить номер в новом харьковском цирке, а в старом пустили только в фойе. Продолжили репетировать в деревне у бабушки – прямо на улице. Первое выступление было в ночном клубе Чугуева. А потом цирковая фортуна подхватила их номер "Air" и понесла: Египет, Израиль, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, США. Выступали на больших круизных лайнерах. И так пробились в знаменитый цирк "Дю Солей".
Прерванный взлёт
Петровы привыкали к успеху. Дома бывали не больше месяца в году. Но наступил 2014-й.
Обычно мы летали на гастроли через аэропорт Харькова. Но с появлением на дорогах блокпостов путь до него из Донецка вместо пяти часов стал занимать сутки.
В 2020 году пандемия и вовсе поставила крест на поездках. Когда ковид, наконец, ослаб, снова начались гастроли: Крым, Турция, Франция...
22 января 2022 года мы прибыли из Марселя и должны были опять выезжать на контракт. Но наш отъезд совпал с началом СВО, и нас развернули на границе. Сказали: "Возвращайся домой. Скоро будет войнушка". Я вернулся и стал ждать повестку,
– вспоминает Игорь.
Многие коллеги-артисты постарались быстренько покинуть Донецк. Сейчас сидят за границей и не стремятся вернуться. В отличие, например, от музыкантов труппы. Из них многие пошли на фронт, и многих уже нет в живых...
"Господи, увидимся ли ещё?"
Повестка не заставила себя долго ждать. Игорь сразу пошёл в военкомат и в тот день домой уже не вернулся. Стал одним из тех, кого в новостях называли донецкими "мобиками".
Нам не говорили, куда нас везут. По прибытии целую неделю спали на холодном бетоне. Но потом приспособились: ходили, искали материалы, чтобы соорудить кровати. Однажды нас собрали в три часа ночи и сказали, что мы едем под Харьков. Сначала просто стояли в посёлке Весёлое. Ну а потом нас потихонечку начали посылать на передовую.
Игорь признаётся, что все его мысли на фронте были о доме, о близких. Жёны и матери бойцов собирались в определённом месте Донецка, где была связь, и пытались дозвониться до мужей и сыновей. Хотя это место и было опасным – часто обстреливалось. То же самое делали и сами бойцы – искали связь, уходили куда-нибудь в поле.
Не могу передать свои ощущения, когда в первый раз наконец удалось созвониться. У меня дыхание перехватило. Представьте, ты изо дня в день слышишь только ор, крики, взрывы, выстрелы, и вдруг на этом фоне звучит ласковое слово родного человека. Я стоял со слезами и думал: "Господи, увидимся ли мы ещё?" Потом появились возможности созваниваться чаще. И стало легче,
– говорит Игорь.
Вовремя заболел…
Игорь служил в 115-м полку ДНР. В его составе было много молодых ребят. Запомнился один из них по имени Кирилл. Дело было на Горловском направлении. Шёл украинский штурм, их подразделение отступало. А тот вызвался прикрывать товарищей – остался на пулемёте. Пуля попала ему прямо в сердце.
В другой раз они штурмовали укрепрайон, рядом с его товарищем разорвалась мина.
Он получил ранение и от болевого шока перестал себя контролировать, встал в полный рост. Тут же прилетела вторая мина, и ему взрывом оторвало голову.
После отступления в Харьковской области их полк расформировали и разбросали по другим частям. Игорь попал в Новобахмутовку, что под Авдеевкой. Там под Коксохимическим заводом и раньше был подземный эвакуационный путь, чтобы люди могли спастись при аварии. А в ходе конфликта противник проложил уже не одну дорогу, по которым техника приезжала, отстреливалась и возвращалась назад.
Там было очень жарко. Но я решил: раз уж ты на войне, надо ввериться Богу и идти до конца. Жена дала мне с собой пояс с молитвой. Я знал, что она молится за меня каждый день. Сам тоже каждый бой просил Божьей помощи. И заметил, что мы или выходили почти без потерь, или штурм оказывался удачным. А однажды меня увезли в госпиталь с температурой под 40. И в это время враг нанёс удар по нашим позициям – много было погибших.
Человек, который попадает на фронт, переосмысливает свою жизнь. Игорь раньше хоть и считал себя верующим, но в церковь не ходил. Теперь ходит. И благодарит Бога…
И НА ВОЙНЕ ЕСТЬ МЕСТО ДЛЯ УЛЫБОК. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ.
"Нельзя бросать свой дом"
Цирк в Донецке сейчас не работает. ВСУ бьют по любым скоплениям людей и уж конечно не упустили бы возможности ударить по цирку во время представления. Например, рынки они обстреливали по выходным дням, когда дончане ходили за продуктами. Так вели себя фашисты во время блокады Ленинграда – били по проходным заводов и остановкам в то время, когда люди ехали на работу.
Рынок рядом с домом Петровых разбомбили, остальные закрываются уже в час дня. Многие магазины не работают, потому что их владельцы не хотят рисковать: завезёшь товар, а магазин попадёт под обстрел – как потом покрывать убытки? Потому развита интернет-торговля.
Игорь по возвращении с фронта трудился водителем, а Александра – официанткой. В свои 16 лет их дочь уже работает – ходит в сильно обстреливаемый район. Но мыслей покинуть Донецк у семьи не возникало, в отличие от большинства коллег-циркачей, общение с которыми сейчас оборвано.
Они сидят за границей, но даже не говорят где: боятся со мной контактировать, ведь я воевал. Боятся, что их из-за этого депортируют. Я лично так не смог бы – бросить семью и стоять в стороне, когда идёт такая война. Здесь же твой дом. Каким бы он ни был, нельзя в трудную минуту его оставлять.
Петровы говорят, что в жизни есть и хорошее. После вхождения Донбасса в состав России сделаны сотни километров отличных дорог. Идёт стройка. Если раньше воду давали раз в три дня, то теперь, после прокладки канала из Дона, – каждый вечер.
Свои ответы на мои вопросы Игорь присылал голосовыми сообщениями. На заднем плане слышно буханье взрывов. Дончане уже привыкли жить под этот аккомпанемент. А донецкие подростки другой жизни почти и не знают. Конфликт длится уже 10 лет – они выросли под звуки канонады.
Цирковой подвиг
Петровы уже потеряли надежду на то, что чудо, которым стал для них цирк, когда-нибудь повторится. И вдруг их позвали на фестиваль в Петербург! Директор цирка "Космос" отправил в отборочную комиссию видео с их номером, и Петровых пригласили на 2-й международный фестиваль "Без границ".
"Обычно к таким фестивалям готовятся за полгода. А мы взяли одновременно отпуск на работе и репетировали всего две недели в фойе неработающего цирка", – говорит Александра Перова.
На репетициях не было ни света, ни музыки. Отрепетировали темп. Но театральный свет и музыка из мощных колонок – это совсем другое. Особенно свет.
Он слепит, моргает, и не видишь ни манежа, ни зрителей, ни пол, ни даже края пьедестала, на котором работаешь. Приходится долго ориентироваться. Эта практика должна нарабатываться до автоматизма. А мы репетировали при дежурном освещении. И приспосабливались уже по ходу фестиваля,
– говорит Игорь.
Плюс за эти две недели ещё надо было пошить костюмы. В Донецке Александре было не купить специальных колготок для выступления. Не купить хорошей магнезии, а она необходима в их цирковом номере – Игорь должен надёжно держать супругу, выполняющую акробатические упражнения, пока сам он кружится на роликах.
Три волшебных дня
Они приехали из Донецка в Петербург с реквизитом и костюмами на своей машине – так соскучились по поездкам, что не могли себе отказать в этом путешествии. Ходили, смотрели город, в котором оказались впервые.
К часу ночи пришли на Дворцовый мост посмотреть разводку. Думали, будем одни, а увидели толпу. Для нас это сейчас удивительно: ночь, а город живой. Так раньше было и в Донецке. А теперь вечерами город пустой. И хоть комендантский час отменён, люди привыкли уже быть дома к 22 часам. Непривычно и то, что в Питере почти не увидишь военных. А у нас, куда не оглянешься, всюду люди форме и техника,
– рассказывает Александра.
"Сейчас отработаю, а завтра получу бабки…"
На фестиваль "Без границ" прибыли артисты из 16 стран, включая "недружественные", было представлено 22 номера. Время на репетиции расписано. На подготовку номера в манеже со светом и музыкой у Петровых был всего час! Но они вышли в финал – стали участниками гала-концерта.
Грандиозный фестиваль, мы не работали ещё в таких условиях. Всё продумано до мелочей. Подобное видели только на гастролях в Америке. Но даже по сравнению с цирком "Дю Солей" костюмы, балет и организация здесь выше. Потому что туда артисты едут заработать. А здесь видно, что, взлетая под купол, акробат получает удовольствие, выкладывается, не думая: сейчас отработаю, а завтра получу бабки.
Окунувшись в волшебный мир цирка, Петровы воспряли духом. Снова поняли, что не могут без него жить.
ОКУНУВШИСЬ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЦИРКА, ПЕТРОВЫ ВОСПРЯЛИ ДУХОМ. СНОВА ПОНЯЛИ, ЧТО НЕ МОГУТ БЕЗ НЕГО ЖИТЬ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ.
...Три дня сказки закончились. Они вернулись в Донецк. Через месяц после фестиваля я спросил у Игоря в соцсетях, как у них дела. Получил ответ:
У нас всё хорошо. В данный момент цирковой работы нет. Временно работаем на фабрике...