Спросите у любого, как воспитать и выучить маленького человечка? Как создать из него прекрасную гармоничную личность? А ещё спросите, без каких профессий невозможно существование государства, и в почти каждом ответе будет слово «учитель».
Преданный делу учитель много лет трудится в кайбальской школе (Алтайский район Хакасии).
В том, что Лариса Чертыкова будет учителем никто из многочисленной хакасской родни не сомневался. Да и понятно: голос громкий, характер твёрдый, настоящий педагог. И родители к тому же – оба учителя! Выбор ясен!
С тех пор много воды утекло, значительно выше стали деревья, но осталось прежним одно – убеждённость в том, что учитель оказывает огромное влияние на своих учеников, которое нельзя недооценивать, поскольку надо не только учить ребёнка, но и воспитывать его на собственном примере.
– Живя и работая всю жизнь на своей Родине, в Хакасии, в этом исключительном по своей самобытности уголке России, где проживают более ста разных национальностей, ты понимаешь, что именно здесь твоё место. Здесь ты нужен людям, полезен, а значит – счастлив. Именно эта работа даёт осознание того, что «Учить нельзя, воспитывать любя – можно!» – уверена Лариса Анатольевна. – Без нас, специалистов, представляющих эту профессию, невозможно думать о будущем Родины. Именно от нас зависит, какими там, в будущем, будут у нас в стране граждане!
А хорошие граждане будут жить в будущем, поскольку сегодняшний государственный закон «Об образовании» по-настоящему обеспечивает единство культурно-образовательного пространства, и это отличная перспектива нашего общества! Он гарантирует защиту и развитие национальных культур и традиций, образовательных потребностей всех живущих у нас этносов. И современное этнокультурное воспитание ребёнка – просто жемчужина для современного образования. Именно это значит «Учить! Воспитывать и думать о будущем»! Учить, воспитывать своим собственным творческим примером!
В системе начального образования творческая деятельность всегда считалась одним из важнейших факторов развития: нравственного, умственного и эстетического, а ведущим направлением педагогического процесса, как известно, является усиленное внимание развитию духовно-нравственного воспитания и личности ребенка. Твори, дерзай, учись сам и учи детей всему, что сам умеешь.
Немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель, философ, кумир Ларисиной юности Гёте, писал:
«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».
И это правда, звание учитель нужно заслужить.
– Я люблю свою школу, свою деревню, наших деревенских детей, молодежь и взрослых. Знаю всех до одного. И мне понятно, почему мы все так живём, кто счастливо, кто не очень, а кто и совсем трудно. Меня всегда тянет с каждым поделиться тем, что у меня есть, поддержать, научить, потому что «Учить нельзя! Можно воспитывать добротой!» – делится мудростью Лариса Чертыкова.
Как руководитель школьного кукольного театра «Чахайах» (цветочек) Лариса Анатольевна воспитывает детей на хакасских сказках, легендах, национальных песнях и играх. Учась сама, педагог делится с детьми великой древней фольклорной мудростью, тем самым воспитываю в них уважение к хакасскому языку и национальной культуре, прививая здоровое любопытство в их умы, отчего детский мир становится ярче и многограннее!
За тридцать лет работы педагог поняла, как можно учить творчеством, а воспитывать искусством!
– Считаю, в каждой школе должны работать творческие специалисты, оружие которых «золотые руки» и без которых трудно представить школьную жизнь. Зачастую ученики проносят благодарность к таким педагогам через всю свою жизнь, ведь творческое развитие столь же важно, как и знание предмета. Благодаря прикладному творчеству ребенок развивается и обучается жить среди людей и с людьми,– убеждён педагог.
На занятиях кружка внеурочной деятельности «Родная Хакасия» со своими ребятами Лариса Анатольевна путём творческой деятельности, посредством занятий национальным декоративно-прикладным творчеством развивает интерес к языку и культуре коренного народа родного региона. Учитель считает, что на основе использования активной творческой деятельности развивается этнокультурная компетентность детей. Ребята знают и что каждый народ, выражая себя в творчестве, уникален и неповторим, и что его национально-культурные особенности развития должны быть частью российской – одной из самых колоритных в мире, культуры.
На своих занятиях Лариса Чертыкова обучает детей делать изделия из натуральной шерсти старинным способом хакасских кочевников в технике войлоковаляния, показывает, как правильно изготовить и нарядить куклу для спектакля, как сделать её живой и подвижной. Творческий учитель знакомит своих воспитанников с творчеством хакасских поэтов и композиторов, певцов и актёров, они вместе учат наизусть стихи, старинные сказания, изучают национальные традиции хакасов, хакасские слова.
– Я учу и воспитываю гражданина и патриота, знающего народную культуру своей Родины. Вырастить ребёнка без познания духовного богатства своей страны, многообразия культур народов, объединенных в одно государство, без знания культуры и творчества коренного народа своего региона, невозможно! – убеждена Лариса Анатольевна.
В процессе работы над персонажами русской народной сказки «Репка», которых самодеятельные артисты наряжают в хакасские национальные костюмы, дети изучают национальную одежду хакасов. Они знают, что самая красивая в мире одежда – национальная. Каков мужской и женский хакасский костюм, почему у хакасской внучки много косичек, а у бабушки только две и чем их украшали в старину, как красиво хакасское пого, какими должны быть традиционные украшения хакасской женщин – со всем этим и многими другими понятиями и тонкостями школьники знакомятся на занятиях в школьном кукольном театре «Чахайах». А многократно проговаривая и слыша хакасскую речь с переводом на русский язык, ребёнок без труда её запоминает и потом самостоятельно начинает проявлять языковой интерес.
– Учить, воспитывать, взращивать надо новое поколение, беречь лелеять! – с теплотой говорит Лариса Анатольевна.
Школьный кукольный спектакль органично поставлен на двух языках, при условии, что в классе нет детей хакасской национальности, носителей языка, и это процесс познавательный, интересный и не сложный!
В текущем году школьный кукольный театр «Чахайах» стал победителем регионального фестиваля театральных коллективов «Театр для молодёжи», победителем Третьего регионального фестиваля «Под парусом весны».
– У нашего театрального коллектива есть большие творческие планы, мы сейчас на этапе новой кукольной постановки, которая тоже будет на русском и на хакасском языках, – поделилась планами Лариса Чертыкова.
Учить, учась самому – пожалуй, так кратко можно сформулировать педагогическое кредо талантливого, творческого педагога. Лариса Анатольевна признаётся, что дети научили её как сделать спектакль более органичным, как поставить его на двух языках, чтобы это выглядело понятно. Именно они вселили в своего наставника уверенность и силу. Просто они сказали: «Вы не волнуйтесь, нам всё понятно!» Очень важно не бояться учить, воспитывать и вместе с ними расти, сообщает пресс-служба управления образования Алтайского района РХ.