Как поддержать и максимально комфортно оказать необходимую психологическую и педагогическую поддержку детям, чьи родители находятся в зоне СВО?
Хакасский институт развития образования и повышения квалификации продолжает цикл мероприятий, направленных на оказание методической поддержки педагогам по работе с детьми участников СВО и членами их семей. В рамках практико ориентированного семинара на базе учреждения прошла мощная супервизия для педагогов-психологов детских садов, школ и техникумов. Они смогли овладеть профессиональными техниками оказания экстренной психологической помощи детям.
Лисина Елена Александровна, начальник отделения по психологическому обеспечению Главного управления МЧС России по Хакасии, Новак Татьяна Валерьевна, руководитель Телефона доверия РХ, Филимонова Наталья Юрьевна, практический психолог, Баутина Елена Викторовна, заведующая центром воспитания и социализации ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» пообщались с классными руководителями, заместителями директоров по воспитательной работе, учителями-предметниками. Педагогам был предоставлен алгоритм сопровождения в образовательных организациях детей участников СВО. Коллеги смогли получить бесценные профессиональные советы по особенностям взаимодействия с детьми и членами семей участников СВО в ситуации кризисного состояния.
К сожалению в семьях участников СВО случаются потери и утраты близких людей. В ближайшее время пройдет семинар для педагогов, в процессе которого слушатели получат представление о стадиях проживания и принятия горя. Следующее мероприятие будет направлено на формирование благоприятного психологического климата в образовательной организации, необходимого для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей участников СВО. Психологический климат предполагает создание условий, при которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.
Представляем некоторые советы от профессионалов.
В работе со всеми детьми участников СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:
- уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться;
- если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться;
- когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них;
- в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации;
- создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют.
Для того, чтобы оперативно преодолеть тревожное состояние у обучающегося предлагаются следующие приемы:
– «Контроль дыхания». Уменьшение физиологических симптомов тревоги возможно путем регулирования дыхания. Сделайте вместе с обучающимся глубокий вдох животом на четыре счета и выдох на шесть счетов. Повторяйте в течение нескольких минут.
– «5-4-3-2-1». В состоянии острой тревоги человек, как правило, зацикливается на предмете переживаний и почти не способен отвлечься от него. Для снятия остроты состояния может быть полезно расширить восприятие, это поможет взглянуть на свое нынешнее положение более объективно. Попросите обучающегося перечислить: пять вещей, которые он может видеть, четыре вещи, которые он может потрогать, три вещи, которые он может услышать, две вещи, которые он можете обонять, и одну вещь, которую он может попробовать на вкус
– «Проговаривание собственных эмоций». Осознанное проговаривание собственных эмоций – действенный способ нейтрализации отрицательных эмоций, так как в это время происходит торможение механизмов нервной системы, ввергающих людей в состояние аффекта. Попросите обучающегося как можно более четко обозначить и назвать эмоции, что он испытывает. Вербализованные эмоции и чувства обучающегося должны получить принятие со стороны взрослого.
Эти приемы могут помочь взрослому установить контакт и начать разговор с детьми участников СВО. Постарайтесь не слишком часто заверять их, что «все хорошо»: слишком много заверений (особенно если они не вполне уместны) на самом деле может усугубить тревогу в долгосрочной перспективе.
Вместо того, чтобы голословно подбадривать, вы можете помочь обучающимся справиться с тревогой, разъясняя ему, что испытывать тревогу в некоторых ситуациях – это нормально, а также делясь своим личным опытом преодоления тревожности.