Виртуальная проба профессии – так можно назвать проект ООО «Атлас новых профессий», реализуемый в школах Абакана (Хакасия). Стремительное развитие информационных технологий не могло пройти мимо образовательной отрасли. Виртуальная реальность, прописавшаяся в индустрии развлечений, расширила зону своего присутствия и может послужить основой в обучении школьных предметов. И не только. Это мощный стимул мотивировать ученика на повышение успеваемости.
Менеджер московской компании ООО «Атлас новых профессий» Вячеслав Осипов в течение минувшей недели проводил занятия с обучающимися в абаканской школе № 3. Можно сказать, что цели профминимума «Россия – мои горизонты» и проекта виртуального знакомства с профессией совпали. Если в первом случае это – теория, то во втором – погружение в заданную профессиональную среду.
Так, на занятиях по профессиональной VR-пробе с помощью VR-шлема и ручных контроллеров ученики взаимодействуют с предметами. Предложенный контент – профессия инженера нефтедобывающей промышленности. Для того, чтобы исправлять неточности обучаемого, педагог отслеживает действия ученика на мониторе. Так, совсем не сложное действие – чиркнуть спичкой о коробок в виртуальной реальности – это целый управленческий процесс с помощью кнопочной системы контроллера.
Как сообщает отдел по связям с общественностью и СМИ администрации Абакана, восьмиклассница Ева Ломаева, нажимая на рычаги контроллера, выполняет действия по достижению нефтеносного слоя. С инженерным заданием ученица справляется. Кирилл Итеменев решает задачу по определению фракции различных видов песка, чтобы смешать его с гелием. Это необходимо в процессе получения нефти.
Оба восьмиклассника хотели бы дальше заниматься на подобных тренажёрах. Они уяснили главное: заниматься точными науками надо серьёзно.
Директор школы № 3 Екатерина Серякова отметила:
«В нашей школе мы реализуем программу по формированию индивидуальных образовательных траекторий, ядром таких траекторий является профессиональное самоопределение школьников. Профпробы – это важный элемент для формирования его компонентов, таких, как профессиональные планы и социально-профессиональная осведомлённость.
При помощи новых технологий ребята могут попробовать себя в деятельности, недоступной для реального посещения, узнать больше об изучаемой профессии и попытаться применить уже имеющиеся знания на практике».
Проекту виртуальной профессиональной пробы полтора года. Проект уже апробирован в образовательных организациях Сургута. Вячеслав Осипов рассказывает:
«В 2022 году мы с командой «Атласа новых профессий» подали заявку в Президентский фонд культурных инициатив на создание данного контента и внедрение в образовательную среду. Контент раскрывает профессиональную пробу инженера нефтедобывающей отрасли, или инженера-нефтяника».
Вячеслав Осипов подчеркнул, что создание образовательного контента – процесс трудоёмкий. Сначала разрабатывается методическая основа, а так как ставится цель погружения в заданную среду, или так называемую VR-симуляцию, то разрабатывается несколько локаций, в число которых входит знакомство с историей возникновения профессии, технологическим процессом отрасли, обучение работе с VR-оборудованием. Главная задача – выработать практические навыки, сформировать технологическое понимание процесса. Например, при обучении в медицинских вузах такие навыки востребованы, где VR-технологии внедрены в образовательный процесс.
Вот как, по словам Вячеслава, создавался образовательный контент профессии инженера-нефтяника:
«При составлении исторической составляющей пришлось переработать большой объём информации, обращаясь в музеи, библиотеки, общаясь с научными сотрудниками. Изучая современную историю нефтедобычи, мы провели встречи с более чем пятьюдесятью представителями нефтедобывающей промышленности. Так создавался сценарий контента, который потом получил экспертную оценку и затем был запрограммирован в контент».
Кстати, получить профессию инженера-нефтяника можно в Сибирском федеральном университете. С перечнем вузов в получении данной профессии теперь ознакомлены ученики третьей школы.
Открывается и перспектива создать образовательный контент инженера горнодобывающей отрасли, профессии одной из наиболее развитых отраслей Хакасии. В республике создана учебная база подготовки таких специалистов в системе как среднего профессионального, так и высшего образования.
А пока с виртуальной пробой профессии инженера-нефтяника в ближайшее время ознакомятся обучающиеся Хакасской национальной гимназии – интерната и им. Н.Ф. Катанова, Лицея им. Н.Г. Булакина, школы № 7. Проект реализуется при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.