В этом году ФКУ Упрдор «Енисей» отметит 27 лет со дня основания. За эти годы введены в эксплуатацию сотни километров дорог, построены рассчитанные под современные нагрузки мосты, улучшено качество дорожного покрытия. Сегодня в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Енисей» находится 1798 километров федеральных автомобильных дорог, расположенных на территории трёх субъектов: Красноярский край, республики Хакасия и Тыва.
Несмотря на сложные климатические условия, дорожная отрасль в регионах динамично развивается. За последние пять лет было построено, реконструировано и отремонтировано более 900 км автодорог, свыше восьми тысяч пог.м. искусственных сооружений, а также почти 80 км линий электроосвещения.
О том, как развивались федеральные трассы в трёх регионах и что еще предстоит сделать, рассказал начальник ФКУ Упрдор «Енисей» Рамиль Сенжапов.
– Рамиль Музафярович, подведомственные трассы проходят по регионам, где из-за особенностей географического положения климатические условия крайне изменчивы и непредсказуемы: от суровых морозов зимой до знойного лета. Есть ли какие-то особенности в содержании подведомственных вам дорог?
– Все три субъекта находятся в резко континентальном климате, при этом зима везде наступает в разное время. К примеру, в Тыве в конце сентября можно наблюдать осадки в виде снега и минусовые температуры. В то время как в Хакасии температура воздуха достигает до 15 градусов тепла. В Красноярском же крае может быть ясно, а через час пасмурно. Поэтому крайне важно, учитывать погодные условия при планировании работ.
Так, в начале августа у нас начинается подготовка к зимнему периоду содержания подведомственной сети автомобильных дорог: заготовка необходимых материалов для обеспечения безопасного и бесперебойного проезда по федеральным трассам, подготовка специальной техники к предстоящему сезону, помещений для обогрева рабочих и водителей.
Особенно отмечу федеральную трассу Р-257 «Енисей», которая связывает республику Тыва с Красноярским краем и центральными районами Восточной Сибири, проходит в основном по высокогорному сложному рельефу. Зимой здесь выпадает большое количество осадков, которые приводят к частому сходу лавин. При таких рельефных и климатических условиях республика может оказаться на время изолированной от других районов. Частые сходы лавин происходят на участке с 601-го по 603-й км трассы. Учитывая данный фактор, в 2013 году на 601-м км автомобильной дороги Р-257 «Енисей» была построена самая протяженная на территории России противолавинная галерея (1340 м)полуоткрытого типа с армогрунтовой подпорной стеной.
Благодаря специальной конструкции балок пролетного строения и верховой опоры искусственное сооружение способно выдержать большие нагрузки, в том числе землетрясение до девяти баллов. Противолавинная галерея принимает нагрузку от схода лавин на балки перекрытия и распределяет вниз по логу горы, что предотвращает сход лавин на проезжую часть.
Также особое внимание уделяем подготовке трасс к весенне-летнему периоду содержания, которая начинается в конце марта. Комплекс мероприятий включает устранение деформаций и дефектов дорожного покрытия, образовавшихся после зимы, очистку элементов системы водоотвода, дорожных ограждений, разделительных полос, приведение в порядок элементов обустройства. В случае появления размывов земляного полотна в результате обильного таяния снега производятся восстановительные работы. Устранение деформаций, заливка образовавшихся трещин выполняются с применением мастичных материалов, что препятствует попаданию влаги, позволяя увеличить срок службы асфальтобетонного покрытия.
– Из-за климатических условий возникают ли трудности при выполнении строительно-монтажных работ? Как с ними справляетесь?
– Лето у нас начинается поздно, а зима – достаточно рано, то есть дорожно-строительный сезон крайне короткий, поэтому при планировании строительно-монтажных работ на сезон учитываем производственные мощности регионов.
Для непрерывности строительного процесса мостов и путепроводов в зимнее время года используем строительные тепляки, которые обеспечивают поддержание тепловой температуры внутри конструкции.
При приготовлении асфальтобетонной смеси для дальнейшей укладки покрытия, используем специальные модифицирующие добавки, которые значительно улучшают физико-механические свойства асфальтобетонной смеси, что положительно сказывается на сроке службы покрытия.
– Какие проекты, реализованные Управлением за последние годы, Вы бы отнесли к особо значимым?
–Показатели по вводным километрам у ФКУ Упрдор «Енисей» достаточно высокие, только за последние пять лет было введено в эксплуатацию 940 км автодорог и 8395пог.м. искусственных сооружений.
Если брать в разрезе последних лет, то выделю участок реконструкции путепровода через ВСЖД на км 702+775 автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» в Красноярском крае. Необходимость в его реализации возникла по причине того, что существовавший путепровод был построен в 1967 году под старые нормативные нагрузки. Сниженная грузоподъемность путепровода ограничивала пропуск большегрузного транспорта в направлении Ачинск – Красноярск.
Таким образом, фактически передвижение грузового транспорта на данном участке было запрещено, что препятствовало развитию экономики страны. При этом интенсивность здесь составляла более 15 тысяч автомобилей в сутки, что превышало пропускную способность участка и являлось причиной заторов. Кроме того, существующий путепровод проходил через ВСЖД и в случае проведения работ на путепроводе приходилось ограничивать движение как на участке федеральной дороги, так и на железнодорожной.
Учитывая все перечисленные факторы, реконструкция на данном участке была крайне необходима. В 2017 году начались строительно-монтажные работы, в ходе которых специалисты демонтировали старый путепровод и построили два новых, тем самым развязали транспортные потоки. Основание дорожной одежды выполнили из цементобетона, покрытие – из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона. После ввода объекта в эксплуатацию максимальная грузоподъемность составила 100 тонн. Грузовые транспортные средства смогли беспрепятственно, с комфортом, а главное – безопасно передвигаться по данному участку.
Также, благодаря произведенным работам удалось ликвидировать неремонтопригодный путепровод со сниженной грузоподъемностью, развести транспортные потоки и увеличить пропускную способность. А строительство второго путепровода – «дублёра» позволило перенаправлять движение в случае проведения ремонтных работ на одном из сооружений, тем самым избежав перекрытий.
– В прошлом году ввели в эксплуатацию долгожданный участок реконструкции автомобильной дороги Р-257 «Енисей» с 389 по 397 км в Хакасии. Какие изменения на сегодняшний день можно отметить после ввода объекта?
– Действительно, ввод данного объекта ждали все, поскольку указанный участок дороги является единственной транспортной артерией, по которой доставляются грузы из различных регионов Западной и Восточной Сибири. На территории соседней республики Тыва железных дорог нет, поэтому все грузы туда доставляются с железнодорожной станции Абакан в Хакасии, в связи с чем интенсивность движения увеличивается по мере движения в сторону Черногорска. До начала выполнения работ движение автомобильного транспорта осуществлялось по двум полосам в обоих направлениях, при этом интенсивность движения в тот период времени составляла 11 тысяч автомобилей в сутки, что превышало пропускную способность участка.
Помимо низкой пропускной способности, отмечу, что данный участок являлся аварийно-опасным. В период с 2015 по 2021 год здесь произошло 40 дорожно-транспортных происшествий, в которых ранено 49 человек, восемь погибло. Основная причина – выезд на полосу встречного движения.
Поэтому главной задачей реконструкции было увеличить пропускную способность и ликвидировать аварийно-опасный участок дороги. В ходе выполнения строительно-монтажных работ техническая категория дороги повышена до первой за счет расширения проезжей части с двух до четырёх полос, построен путепровод на Черногорск и поселок Усть-Абакан взамен существующих кольцевых развязок.
Таким образом, удалось увеличить пропускную способность в два раза: до 20 тыс. автомобилей в сутки для легкового транспорта и до 28 тысяч для транзитного. Затруднений в движении, даже в «часы пик» с момента ввода объекта в эксплуатацию – не было.
Также, благодаря проведенным работам, по результатам 2022 года и шести месяцев 2023 года, ДТП не участке не зафиксировано.
– Если говорить о перспективных планах по строительству федеральных трасс, что планируется реализовать в ближайшем будущем?
– Нашей приоритетной задачей является обеспечение безопасного и бесперебойного движения на федеральных трассах, в первую очередь, путем строительства обходов городов и населенных пунктов, поскольку данная мера позволяет вывести транзитный транспорт за пределы городской черты, тем самым устраняя загруженность основных транспортных артерий, увеличить пропускную способность.
Так, корректировка проектной документации по объекту «Строительство автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" на участке км 1091+000 - км 1119+000 (обход п. Н. Ингаша)» планируется в период с 2024 по 2026 год с последующим выполнением строительно-монтажных работ.
Проектом будет предусмотрено строительство новой двухполосной дороги второй категории общей протяженностью 30 км, скотопрогона, а также мостовых переходов через ручей без названия, реки Пойма и Крапивная. Строительство объездной дороги исключит пересечение с ВСЖД, обеспечит вывод транзитного транспорта из сельской черты, что значительно сократит время в пути, позволит осуществлять сквозные грузоперевозки и движение пассажирского транспорта на участке Красноярск - Иркутск в большем объеме за меньший временной промежуток, снизится негативное влияние транспорта на окружающую среду, что положительно скажется на безопасности дорожного движения.
Также продолжается строительство обхода города Канска, проект которого предусматривает строительство новой дороги общей протяженностью 18 км с 2-мя полосами движения, а также мостового перехода через реку Кан протяженностью 284 метра. Ввод в эксплуатацию южного обхода города обеспечит быстрый и безопасный проезд для все участников дорожного движения, исключит транспортные заторы, увеличит пропускную способность, а самое главное – позволит вывести весь транзитный транспорт из городской черты и снизит нагрузку на дорожную сеть Канска.
Отмечу, что работа в данном направлении будет продолжаться. Впереди еще много интересных и социально значимых проектов.
–Дорожно-строительный сезон в активной стадии, расскажите, пожалуйста, какие планы у управления на текущий ремонтно-строительный сезон?
– В 2023 году на федеральной сети в Красноярском крае планируется ввести в эксплуатацию 18 км новой дороги и мост через реку Кан, а также отремонтировать 20 км. Ключевой объект года – строительство трассы Р-255 «Сибирь» на км 1045 – км 1061 (обход Канска), который реализуется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Кроме того, в этом году после ремонта введем три участка трассы Р-255 «Сибирь»: с км 704 по км 706, с км 714 по км 721, с км 1142 км по км 1153. Дорожники заменят покрытие, укрепят обочины, нанесут разметку. На первых двух участках отремонтируют семь водопропускных труб, установят дорожно-знаковую информацию. Все объекты планируется ввести в эксплуатацию в этом году.
Также в течение этого года приведем в норматив более десяти километров трассы Р-257 «Енисей» в Тыве. Работы развернутся в Овюрском районе республики на км 1061 – км 1066, км 1105 - км 1110 и км 1115-1116. На всех объектах специалисты полностью заменят дорожную одежду, укрепят обочины и кюветы. Для обеспечения безопасности дорожного движения проведут комплекс работ по обустройству: установят новое барьерное ограждение, знаки, сигнальные столбики, а также нанесут разметку.
В ходе капремонта участка трассы с 1061-го по 1066-й км увеличат ширину проезжей части до нормативных значений, заменят водопропускную трубу и устроят организованный водоотвод. Продолжатся работы и на искусственных сооружениях: в этом году планируется ввести в строй мосты через реки Уюк, Хондергей и ручей, расположенный на 651-м километре трассы. Общая протяженность отремонтированных мостов составит более 150 погонных метров.
– Ваше Управление присутствует на территории трёх субъектов Российской Федерации. Как проходит взаимодействие с региональным руководством?
– Все мы стремимся улучшить жизнь населения, а дорожная сфера – основа жизнеобеспечения любого государства, поэтому совместно с региональными ведомствами мы регулярно организуем совещания, где обсуждаем текущую ситуацию на дорогах, предлагаем варианты решения тех или иных ситуаций, а также рассматриваем перспективные планы по развитию сети автомобильных дорог.
Например, в июле этого года состоялась рабочая встреча с временно исполняющим обязанности губернатора Красноярского края Михаилом Котюковым, в ходе которой было оценено текущее состояние строящегося обхода Канска, озвучены перспективы расширения федеральных трасс до четырех полос движения на аварийных участках с интенсивностью более 14 тысяч автомобилей в сутки.
Отдельно отмечу совместную работу в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Управление курирует его реализацию на территории трех субъектов. Наши специалисты совместно с региональным заказчиком регулярно проводят контроль качества работ. Выезжая на объекты, мы отбираем образцы покрытия, после чего в лаборатории проводим необходимые исследования, чтобы убедиться в качестве устроенной смеси. При выявлении недостатков выдаем предписания. Все замечания устраняются оперативно.