Вокруг часто звучат слова «информационная война», «фейк-ньюс», раздаются призывы противостоять информационным интервенциям, разоблачать и опровергать фейки, не оставлять информационное поле провокаторам и лжецам. Очень большое количество времени и усилий сейчас уделяется этому. Это очень важно, - полагает психолог Евгений Серенький.
Однако есть момент, о котором говорят несколько реже – это собственная «информационная гигиена». Я бы очень рекомендовал родителям, преподавателям, старшим товарищам или наоборот, младшему поколению, держать в голове несколько простых признаков и несколько простых вопросов, для того чтобы время от времени освобождать сознание от информации которая там не по вашей воле.
Итак, несколько вопросов и первый из них:
- Можно ли сказать, что сейчас вы как-то по-другому, по-новому себя чувствуете? Не так как большинство времени раньше? Есть ли какие-то вещи, которые раньше вас не волновали а теперь стали для вас важны.
- Возможно ли сказать что это новое ощущение - тревожность и раздражение и они нарастают. А может быть наоборот, это эйфория, воодушевление? Откуда они? Что причина таких ощущений?
- И еще вопрос: появились ли у вас более сильные чем обычно эмоции? Бывает ли так, что даже близким людям вы пытаетесь чего-то доказать и делаете это более эмоционально нежели обычно?
- Есть ли у вас ощущение того, что все вокруг меняется? Меняется быстро и не понятно в какую сторону?
- Есть ли у вас ощущение, возможно не очень предметное, но все же ощущение того, что необходимы какие-то действия? Если вы зададите себе вопрос: «кому это действие выгодно», каким будет ответ? Почему?
- И еще один вопрос, вернее несколько: кому вы сейчас доверяете? Как вы определяете кому (или чему) стоит доверять, а кому нет? Появились ли новые люди или идеи которым вы стали доверять больше? Есть ли старые люди или идеи, которым вы стали доверять меньше? Почему?
- Можно ли сказать что за последнее время вы стали считать более логичными некоторые вещи, которых не принимали ранее? Или принимали решения или высказывали суждения, которых не припоминаете за собой раньше? Что было их причиной?
Если на большую часть вопросов вы отвечаете утвердительно, значит, скорее всего, кто-то занимается вашим сознанием. И это не вы. От вас хотят каких-либо действий, последствия которых вам неизвестны и вряд ли полезны.
И теперь, собственно, о психологической войне, которая вовсе не миф и не фантастика, а вполне себе реальная область деятельности. Ее цель очень проста: дезорганизация, эмоциональная неустойчивость, паника, недоверие.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
Все это уже есть там, где идут настоящие боевые действия! И этому есть реальные причины! Цель информационной войны – используя информационное давление сделать так, чтобы люди в глубоком тылу, очень далеко от стрельбы, думали, чувствовали и вели себя так же.
Зачем? Это же не поможет выиграть войну? Как знать! Кто-то ломанется сметать соль и спички. Кто-то ломанется продавать за любые деньги квартиру или машину, а кто-то просто станет хуже соображать и ошибаться от нагрузки.
Это гораздо дешевле настоящей войны – ты просто постишь картинки. Много. Невероятно много! И если люди, не задумываясь и не присматриваясь, поглощают эти картинки, их ощущения, эмоции, поведение начинают меняться.
Итак, давайте поставим галочку, когда начнем узнавать ситуацию:
- Сигналы эмоциональные. Это либо кровь и вывернутые внутренности, либо дети и женщины. Крики и рыдания, высокие напряженные интонации, очень быстрая смена картинки, громкие звуки
- Сигналы противоречивые. Никто не работает на правду. Цель – запутать и сбить с толку. Вы можете увидеть две одинаковые картинки с разными подписями.
- Сигналы все время меняются, показывают какую-то динамику, развитие событий. Скорость смены сигналов все время возрастает.
- Сигналы заставляют получателя «торопиться» «Еще немного и все», «с каждой секундой все хуже и хуже», «времени совсем не остается»
- Сигналы чудовищно преувеличены. Еще раз, никто не работает на правду «Тысячи трупов» «Миллиардные санкции» - расчет на массовку. Некритичные потребители понесут информацию именно этими формулировками и будут сеять ее
- Сигналы преувеличивают одно и преуменьшают другое. «Белая пешка, ласково и почти незаметно кинула бомбочку, а черная гадость чудовищно, вероломно и изуверски, уклонилась от нее».
Важно понимать, что никто из тех, кто занимается психологической обработкой не работает на конкретного человека. Цель такой обработки – массы. Не попадет на эмоцию, попадет на контраст. Не попадет на контраст, попадет на раздражение или недоверие, какая разница? Кто будет принимать тот или иной сигнал, главное чтобы из было много и чтобы они были такими как описано выше.
Также важно понимать что такие действия рассчитаны на людей, готовых «глотать не жуя» - важно чтобы человек не задумался и не стал вникать. Чтобы он был ошарашен, шокирован, чтобы он торопился. Ну и конечно же – «Лучший друг фокусника – завсегдатай соцсетей».
Если отойти от тех потоков, которые сегодня в соцсетях, то мы видим банальную рекламную кампанию, когда некритичным и невнимательным людям промывают мозги а они покупают зубные щетки. Только цена очень отличается. Единственным способом не включиться в эту штуку, периодически самоочищаться, задавая самому себе простые вопросы, например: это мои эмоции сейчас? А чьи?
То, что я собираюсь сделать, выгодно мне? А кому?
Откуда я знаю то, что переживаю сейчас?
Я точно все знаю о ситуации, которую сейчас вижу?
Сегодня большой поток информации. Если вам хочется куда-то бежать, что-то делать, злиться или восторгаться, при этом ранее такого не было – это почти точно не ваша история. Остановитесь, подумайте, подышите.