Контрольно-счетная палата Хакасии обнародовала информацию об основных итогах мониторинга расходования средств республиканского бюджета на обеспечение жильем детей-сирот за 2022 год.
В ходе оценки организации работы по обеспечению детей-сирот жильем аудиторами определены основные причины, не позволяющие в полной мере реализовать установленные в этой сфере государственные гарантии. С документом ознакомился корреспондент 19rusinfo.ru.
Глава Минобрнауки Хакасии озвучил важные поправки в законопроект
1. Ежегодное увеличение численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В республике ежегодно увеличивается количество нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот в возрасте старше 18 лет в среднем на 60 человек. Так, на конец 2022 года численность сирот, у которых возникло право на получение жилья, достигла 2268 человек и возросла к уровню 2018 года на 220 человек (2048 человек).
2. Длительность сроков ожидания жилья.
По оценке Контрольно-счетной палаты, при сохранении текущих тенденций расчетный срок ожидания детьми-сиротами жилья составляет 12 лет и более.
Из-за длительного ожидания дети-сироты обращаются в суды, в результате чего реализация жилищных прав детей-сирот осуществлялась в основном посредством предоставления жилых помещений на основании судебных решений (97%).
Всего по состоянию на конец 2022 года в списках числится еще 952 человека, имеющих вступившие в силу решения суда на обеспечение их жильем.
3. Недостаточный уровень финансового обеспечения мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.
Бюджетные ассигнования на реализацию полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам утверждены в 2022 году в сумме 414,7 млн рублей, из них за счет средств федерального бюджета — 102,1 млн рублей, регионального бюджета — 312,6 млн рублей. За счет собственных доходов республика финансировала 75,4% расходов, за счет федерального — 24,6%.
Доля покрытия финансовой потребности за 2022 год составила расчетно 14% (в 2021 году — 11%).
Оценка полноты и достаточности доведенных бюджетных средств показала, что объем утвержденных бюджетных ассигнований не учитывает реальную потребность в средствах, которые позволили бы обеспечить единовременно всех граждан 18 лет и старше.
Так, объем доведенных бюджетных средств меньше расчетной потребности в 2022 году —на 2 198 млн или в 9 раз (в 2021 году — на 2 199 млн, или в 9 раз).
4. Неполное освоение бюджетных средств.
Освоение муниципальными образованиями финансовых средств на выполнение переданных государственных полномочий за счет средств федерального бюджета в 2022 году составило 100%, республиканского — 98,6%, остаток неиспользованных средств составил 4,4 млн рублей, из них 2,8 млн приходится на Орджоникидзевский район, что обусловлено неиспользованием до конца 2022 года получателем сертификата средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения (2,4 млн).
Кроме того, неполное освоение бюджетных средств обусловлено экономией средств, образовавшейся по результатам закупок жилых помещений, в размере, ниже средней стоимости единицы жилья, сложившейся по результатам закупок конкретного муниципального образования.
5. Ограниченные способы формирования спецжилфонда для детей-сирот.
Единственным способом формирования муниципальными образованиями спецжилфонда для детей-сирот и лиц из их числа является приобретение жилых помещений на вторичном рынке.
Приобретение жилья на первичном рынке (в строящихся домах), целевое строительство (в том числе участие в долевом строительстве) жилых помещений в 2022 году не осуществлялось.
6. Действующее законодательство республики не в полной мере обеспечивает организацию деятельности органов исполнительной власти республики и местного самоуправления по осуществлению полномочий в сфере дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот.
В республике отсутствует нормативный правовой акт, определяющий уполномоченный орган исполнительной власти республики по предоставлению благоустроенных жилых помещений спецжилфонда детям-сиротам и лицам из их числа, что не соответствует требованиям Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на исполнение указанных полномочий.
Комплекс мероприятий по ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа по состоянию на 01.01.2020 года в Хакасии не утвержден.
Учет общего количества жилых помещений, отнесенных к спецжилфонду для детей-сирот и лиц из их числа на территории республики, не ведется, нормативный правовой акт, регламентирующий порядок его ведения, не утвержден.
Установленные плановые значения показателей подпрограммы «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены на 2022 год на комфортном уровне и значительно перевыполнены.
При этом показатели не имеют цели к окончанию действия госпрограммы (2025 год) по улучшению ситуации в виде полного охвата (100%) мероприятиями всех детей-сирот и лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильем.
По результатам мониторинга правительству РХ и органам местного самоуправления аудиторами сформированы рекомендации, направленные на реализацию полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.