Сенатор Хохлова рассказала, как изменится обеспечение жильем детей-сирот.
По данным Росстата, ежегодно в России только 10 процентов сирот реализуют свое право на обеспечение жильем. Сейчас в очереди на квартиры стоят 292 805 человек, из них для 208 780 такое право уже наступило.
Это сироты от 18 до 23 лет и старше 23 лет, то есть те, кто уже выпустился из социальных учреждений, рассказала «Парламентской газете» член комитета палаты регионов по социальной политике Ольга Хохлова. Исправить эту ситуацию должен законопроект Правительства, который внесен в Госдуму 19 декабря. Документ опубликован в электронной базе палаты.
- Ольга Николаевна, в Госдуму внесен законопроект о сертификатах на жилье для детей-сирот. Как это может изменить ситуацию с обеспечением таких граждан собственными квартирами?
- Согласно документу, сиротам, достигшим возраста 23 лет, предлагается выдавать именной документ об однократной выплате на приобретение жилья в собственность или на погашение ипотеки. Ожидается, что это приведет к сокращению очереди на жилье среди детей-сирот.
- Еще до внесения документа некоторые регионы уже начали использовать механизм жилищных сертификатов. Как это работает там?
- Действительно, в некоторых регионах на основании собственного законодательства уже предоставляют выплаты на покупку жилого помещения. Например, сертификаты выдают в Самарской области. Их могут получить сироты старше 23 лет, которые имеют трудовой стаж не менее 12 месяцев и которые успешно социализировались в обществе. Для приобретения квартиры закон позволяет сиротам самостоятельно выбирать муниципалитет, дополнительно использовать средства материнского или семейного капитала, личные накопления.
Также в Республике Башкортостан с 1 января 2023 года вступают в силу поправки в региональное законодательство, согласно которым дети-сироты, достигшие 23 лет, будут обеспечиваться жильем, в том числе путем предоставления им социальной выплаты за счет средств бюджета республики, удостоверяемой жилищным сертификатом. Там получатель сертификата не должен состоять на учете в наркологическом диспансере. Также такие сироты должны быть трудоустроены в течение последних шести месяцев по трудовому договору (служебному контракту) либо в течение 12 месяцев до даты обращения за предоставлением жилищного сертификата в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого. Кроме того, на сертификат могут претендовать граждане, у которых на иждивении есть ребенок-инвалид, либо сам сирота получает образование по очной форме обучения. Размер социальной выплаты будет рассчитываться исходя из 33 квадратных метров общей площади и средней рыночной стоимости квадратного метра жилья, устанавливаемой минстроем республики.
Всего же, по нашим данным, в бюджетах регионов на сертификаты заложено 8,3 миллиарда рублей. Сумма приближается к сумме, которую обеспечивает федеральное софинансирование. На 1 октября текущего года реализовано 5,8 миллиарда рублей, предоставлено 3456 сертификатов.
- Планируется ли законопроектом ввести механизм покупки квартир для детей-сирот на начальном этапе строительства с использованием эскроу-счетов? Ранее такая мера также обсуждалась.
- Есть опыт регионов, где такие механизмы применяются. Покупатель — региональное правительство — перечисляет средства на специальный счет в банке. Они там находятся до момента сдачи объекта в эксплуатацию. Застройщик получает средства только после приемки объекта уполномоченными органами. Этот механизм позволяет защитить средства граждан от недобросовестных компаний, реализующих проекты в долевом строительстве.
Но, увы, иногда мы имеем дело с долгостроями. Поэтому вопрос с участием в долевом строительстве в интересах детей-сирот требует дополнительных обсуждений.
- Предусмотрено ли законопроектом предоставление детям-сиротам из очереди временного жилья или компенсации расходов на аренду на период ожидания?
- Эксперты предлагают активно использовать механизмы компенсации расходов детей-сирот, которые своевременно не получили жилье, на его аренду и оплату коммунальных услуг либо в предоставлении им на время ожидания жилых помещений безвозмездно. В ряде регионов такая норма закреплена законодательно. Конечно, ее стоит распространить на всю страну.
- Как обстоит вопрос с обеспечением детей-сирот жильем сейчас? Какие регионы здесь в лидерах и аутсайдерах?
- По данным «Единой государственной информационной системы социального обеспечения» на ноябрь 2022 года, наибольшая доля совершеннолетних сирот без жилья была в Амурской, Астраханской, Новосибирской, Омской, Саратовской и Тамбовской областях, Еврейской автономной области, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской республиках и республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Тыва, Хакасия, в Забайкальском, Приморском краях.
Самыми благополучными в данном вопросе являются Москва, Санкт-Петербург, Кировская, Магаданская, Московская, Ростовская и Рязанская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
В моей родной Владимирской области по состоянию на ноябрь 1522 сироты находились в списке нуждающихся в жилье (с начала года снизилось на 78 человек), при этом показатель тех, кто подлежат обеспечению жилыми помещениями, снизился за 11 месяцев этого года с 984 до 895 человек.
Разница в показателях, на мой взгляд, это отражение приоритетов региональных властей.
- А как обстоит ситуация с обеспечением жильем детей-сирот в новых регионах России?
- В статистике пока не учтены сироты из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Сейчас базы данных по ним собирают, но очевидно, что число детей-сирот, нуждающихся в жилье, увеличится.
- Сколько денег в бюджете следующего года выделено на обеспечение жильем детей-сирот? Сколько человек смогут получить квартиры?
- С 2022 года Минстрой России стал главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета по обеспечению жильем детей-сирот. Согласно подписанным с регионами соглашениям, за трехлетний период — 2022-2024 годы — запланировано обеспечить жильем более 14 тысяч детей-сирот. При этом следует отметить, что, по данным Счетной палаты за 2020 год, ранее для сирот ежегодно приобреталось в среднем 25-28 тысяч квартир. Очевидно, что планируемые объемы выделяемого жилья сократились в несколько раз.
- Как повлияла на ситуацию с обеспечением жильем детей-сирот текущая экономическая ситуация? Насколько увеличились расходы на строительство и цены готовых квартир?
- События последних лет — ковидные ограничения, удорожание стройматериалов, дефицит рабочей силы, программа льготной ипотеки, переход на новую модель финансирования долевого строительства — объективно сказались на росте цены квадратного метра. Взлет цен неизбежно снизил доступность жилья, в том числе и для незащищенных слоев населения. Первыми жертвами подорожания стали выпускники детских домов и сироты, которые годами стоят в очередях за положенными им по закону квартирами.
- Ранее в Госдуме обращали внимание, что в последнее время участились случаи отказа от детей 15-17 лет. При этом родители заранее ухудшают условия проживания, чтобы ребенок после интерната не мог вернуться домой, претендовал на госжилье. Какие меры планируется принять, чтобы исключить подобные факты?
- Я слышала о таких историях, но, полагаю, они единичны: массовых данных о «псевдоотказах» я не встречала. Конечно, ушлых людей хватало в любые времена. Полагаю, что органы опеки и попечительства должны к каждой подобной истории подходить индивидуально и тщательно разбираться. В случае подозрений не бояться обращаться в правоохранительные и надзорные органы.