Андрей и Юля Можаровы родом из Хакасии, но последние годы жили в Пскове. Андрей - кадровый военный. За его плечами не одна командировка в горячие точки. В зону специальной военной операции на Украине он отправился одним из первых еще в начале февраля, а в ноябре Юле вручили Орден Мужества, который Андрей получил посмертно. Историю их любви девушка рассказала «АиФ-Псков».
Вместе по жизни
Судьба свела Юлю и Андрея, когда обоим было по шестнадцать лет. Впервые они встретились в колледже. «На первом курсе я его не замечала, - вспоминает Юля. - А со второго курса стали общаться. Сидели за одной партой. Я ему помогала контрольные решать, он меня на практических занятиях выручал. Потом оказались в одной компании - и закрутилось».
Но в чувствах девушке парень признался не сразу. Видимо, полагает Юля, сомневался, что сам ей нравится. «Они тогда с другом решили оба мне написать, и посмотреть, кому я отвечу и с кем буду больше общаться. Я выбрала Андрея, тогда он и сказал мне, что я ему нравлюсь», - рассказывает она.
Когда до защиты диплома оставалось пару месяцев, друзья Андрея стали получать повестки в военкомат. Ему, как студенту колледжа, была положена отсрочка, но он считал, что должен идти служить со всеми. Пока вопрос улаживали, Андрей успел защитить диплом. Повестку получил, вернувшись домой после защиты. «Я его чуть ли не в тот же день и проводила, а вечером он мне написал, что их отправляют в Омск, в учебный центр», - вспоминает Юля.
Проводив Андрея в армию, она пошла подавать документы в медицинское училище. Говорит, что всегда мечтала связать свою жизнь с медициной, но после 9 класса родители не решились отпустить ее на учебу в другой город.
Пока Андрей проходил срочную службу, ребята писали друг другу письма, когда была возможность созванивались. Из Омска парень был направлен в Псков. Попал в Череху, в артиллерийский дивизион 104-го полка, где и служил все это время. «Перед дембелем он мне сказал, что подписывает контракт и остается служить в Пскове, - рассказывает Юля. - А мне еще два года в медучилище учиться. Я ему на это ответила, что если он останется там, а я здесь, то, вероятно, наши пути разойдутся. В ответ он предложил мне переехать к нему».
Судьба солдата
Демобилизовавшись, Андрей на неделю прилетел домой: повидаться с родными и забрать Юлю. В Пскове он снял им жилье. С переводом в псковское медицинское училище тоже проблем не возникло: Юля училась хорошо и ее были рады принять. «Только папа меня отпускать не хотел, - признается она. - Переживал за меня. А потом с Андреем поговорил и тот сказал, что настроен серьезно и готов нести за меня ответственность».
Летом 2014 года ребята приехали в Псков, но побыть вместе почти не успели, в августе по тревоге Андрея отправили в командировку.
«Он сел в самолет, сказал, что сам не знает, куда летит, но вроде ненадолго, - вспоминает Юля. - Сказал, что как прилетит, отзвонится, но проходит день, два, неделя, три и тишина. Я одна, в чужом городе, сидела как на иголках, не знала, куда звонить и что делать».
На связь Андрей вышел через месяц, а в середине октября вернулся в Псков.
«Стали жить дальше, - говорит Юля. - Он служил, я училась. Служить ему нравилось, да и ответственным человеком он был, было понимание, что если контракт подписал, то нужно полностью выложиться. А мне нравилось его провожать, ждать, встречать».
В 2016 году была Чечня, откуда Андрей вернулся ветераном боевых действий, в 2018 году - Сирия.
«Он всюду сам рвался, я никогда не отговаривала, понимая, как это для него важно», - отмечает Юля.
Между командировками ребята поженились, у них родился сын, купили и своими силами обустроили квартиру, нашли друзей.
«В начале февраля этого года Андрея отправили в Белоруссию на учения. «Четкого понимания ситуации не было, - говорит Юля. - Он мне сказал, что если что-то случится, чтобы я брала сына и уезжала домой к родителям. Не знаю, за что он тогда переживал. А еще - перед самым отъездом у него с цепочки оборвался крестик... Было неспокойно».
В памяти навсегда
24 февраля стало известно о начале специальной военной операции на Украине.
А в начале апреля Андрея и его сослуживцев отправили отдохнуть в Белгород. Юля не удержалась и поехала к нему.
«Во время отдыха он мог звонить домой и вот во время очередного разговора я поняла, что очень хочу его увидеть, - говорит она. - Сказала ему, что приеду. Он не поверил, а я собралась за полчаса, взяла сына, заправила машину и мы поехали».
Когда на следующий день Андрей позвонил узнать, как дела, Юля с сыном уже подъезжали к Белгороду. Из части его отпустили на сутки, еще через день Андрей вернулся в зону СВО. Эта была их последняя встреча.
«Наверное, сейчас я бы себе не простила, если бы тогда не сорвалась и не поехала», - говорит Юля.
11 мая, в день рождения жены, Андрей нашел способ позвонить ей и поздравить. Разговор длился от силы 40 секунд, вспоминает девушка:
«Поздравил и сказал, что все хорошо, что посылку от нас получил. Мы ему письма писали и посылки посылали. Я рада, что он за нас был спокоен, знал, что ждем».
Предчувствие, что что-то случилось, появилось у Юлии в начале июня. 4 числа ей сообщили, что с мужем все в порядке, жив-здоров, просили не переживать. Но спокойнее не стало. 6 июня прямо на работе началось сильное сердцебиение. Коллеги, за нее испугавшиеся, настояли на проведении ЭКГ. Оно никаких отклонений не показало, а сердце из груди прямо выпрыгивало.
«Я начала требовать связи с мужем, - вспоминает Юля. - Как раз в городе находился крестный отец нашего сына, он тоже военнослужащий, вернулся сюда после ранения. Я ему позвонила и попросила помочь, сказала, что если меня с мужем не свяжут, то приду на КПП и оттуда не уеду, пока голос не услышу. Он 8 июня поехал в полк, где ему сказали, что связывать уже не с кем. Муж погиб 5 июня от минно-взрывной травмы».
Хоронить Андрея Юля решила в Выбутах. Говорит, что во Пскове начинался их семейный путь, сын здесь родился, друзья новые появились.
«Я рада, что он лежит со своими товарищами, - отмечает она. - Место хорошее, рядом церковь, речка».
Жить решила тоже в Пскове.
«В нашей квартире, где много сделано руками Андрея, мне все о нем напоминает. Если бы я уехала на родину, меня бы, наверное, сюда очень тянуло. Не смогла бы я дома жить», - говорит она.
17 ноября Юле передали Орден Мужества, которым её мужа наградили посмертно.
«Андрей был семейный, душевный, спокойный, всем старался прийти на помощь, - рассказывает она о муже. - Он был командиром орудия, у него в подчинении находился экипаж. Он ребят поддерживал, обучал, машины помогал чинить. Никогда не сдавался, если что-то задумывал, то шел вперед, добивался. Как бы тяжело не было, я им горжусь, что он не бросил никого, не отказался, не струсил».