38-летний санинструктор Алексей Лиханов в боях за Донбасс вынес с поля боя нескольких товарищей, но сам был ранен: ему раздробило стопу и колено. Идти сержант не мог и ползком добирался до части. Об этом подвиге читайте в материале Царьграда.
Книгой Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" о подвиге Алексея Маресьева зачитывались советские мальчишки и девчонки, а фильм о нём смотрели десятки раз. И забайкальский мальчишка Лёша Лиханов про подвиг Маресьева тоже хорошо знал. Его дед воевал с первого до последнего дня.
Алексей родился в Ундино-Полесье, папа – шофёр, мама – строитель. Окончив школу, поступил в медучилище в городе Балей в Забайкалье и ушёл в армию. Служил два года в Чечне. После срочной работал сельским медиком. Но решил, что больше пользы принесёт, защищая Родину. Подписал контракт – и началась служба. О том, куда его направляют в командировки, предпочитал родным не говорить. А ведь помимо Чечни он дважды побывал в Сирии.
"Он сам не расскажет…"
Отправляясь на Украину, Алексей сказал матери, что едет на учения. А вот жена знала, где проходят эти "учения", и места себе не находила, когда супруг в начале марта перестал выходить на связь...
Санинструктор Лиханов спасал жизни боевых товарищей. Об одном таком случае рассказала мама спасённого солдата Алексея Юсупова.
Алексей – человек большого мужества. Недаром награждён медалью "За отвагу". Он сам не расскажет, что в бою, в котором он получил ранение, он выносил на себе с поля боя солдат. И моего сына тоже. От нашей семьи низкий поклон тебе, Алёша.
В тот день, в конце зимы, русские попали под обстрел в боях за Донбасс. Враг поливал наши позиции огнём несколько часов кряду. Во время контратаки несколько раненых бойцов осталось на поле боя. Лиханов ползком отправился за ними. Первого перевязал и почти два часа тащил на себе. Раненый терял сознание от боли, Алексей приводил его в чувство и продолжал путь под свист пуль и взрывы мин. А потом вернулся за остальными.
12 дней и две гранаты
А через несколько дней Лиханов сам попал под обстрел. Было это 8 марта. Снаряд угодил в группу наших солдат, взрывной волной всех раскидало по сторонам. Когда Алексей пришёл в себя, вокруг не было ни души. Видимо, решили, что он умер, и не стали его забирать. Либо не заметили.
Алексей понял, что надо самому пробираться к своим. Ползком. По-другому – никак: в одну ногу под колено зашёл осколок, на другой – раздроблена ступня. С собой – ни еды, ни воды. Ориентиров тоже никаких, нет ни телефона, ни компаса. Просто помнил, откуда ехал, да и годы службы в разведке дали столь необходимый для выживания опыт. Из вооружения – лишь две гранаты. И помощи ждать неоткуда.
Подарок ко дню рождения жены
Так он и полз по мерзлой земле, теряя сознание от боли и холода, приходя в себя, хватая ртом падающий снег. Свой день рождения, 15 марта, он встретил в пустом и заснеженном лесу. Следующая цель – дожить до дня рождения жены, 20 марта. И именно в этот день боец добрался до своих.
И всё это время родные молились: "Пусть он окажется живым! Пусть вернётся!" Добрался, вернулся. На одной ноге пришлось ампутировать отмороженные пальцы. Курс лечения, реабилитация. Вернулся домой – к жене и дочке и строго-настрого запретил рассказывать о себе, не хочет лишней славы. Хотя домашние гордятся своим героем и его наградой – медалью "За отвагу", но, выполняя просьбу отца и мужа, отказываются говорить с журналистами о его подвиге.
ФОТО: АЛЕКСЕЙ ЛИХАНОВ С МАМОЙ В ГОСПИТАЛЕ/ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ
Подвиг Маресьева
Самолёт Алексея Маресьева в первые дни апреля 1942 года был подбит в бою, едва дотянул до линии фронта и упал. При падении обе ступни летчика оказались раздробленными, и раненый, ориентируясь по солнцу, 18 суток выбирался к своим. Его нашли двое мальчишек, позвали на помощь деда, а потом две недели выхаживали у себя дома. В селе не было врача. И лишь когда в первых числах мая рядом приземлился самолёт, Маресьева отправили в клинику.
Обе ноги в области голени пришлось ампутировать, но уже в начале 1943 года Маресьев сел за штурвал. За время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 самолётов врага.
Маресьев не был первым
Без кисти левой руки командовал ротой георгиевский кавалер и военный историк Константин Попов. Выпускник Морского кадетского корпуса Александр Прокофьев-Северский потерял правую ногу в 1915 году. Научился ходить на протезе и воевал до 1917 года, совершив 57 вылетов. Самолёт корнета Юрия Гильшера в 1916 году был подбит. Пилот остался без левой ноги, но вернулся в строй. Погиб летом 1917 года.
За полгода до подвига Алексея Маресьева лётчик-истребитель Захар Сорокин пошёл на таран, сам выжил. Шесть дней полз по снегу к своим. Ему ампутировали обе ступни. И на протезах герой продолжил воевать в небе.
Без одной или без обеих ног в Красной армии воевали более десяти пилотов. И был один без руки: 20-летнему Ивану Леонову удалили также плечо и лопатку. Он сам изготовил себе протез из лёгкого дюралюминия и вернулся в строй.
Лётчику Ивану Драченко фашисты во время пыток вырвали глаз. По пути в лагерь пилот сбежал, вернулся к своим, прошёл лечение и после с одним глазом совершил 150 боевых вылетов, отомстив фашистам сполна.
К ЧИТАТЕЛЯМ
Россия должна знать своих героев!
Наш сайт продолжает серию публикаций о подвигах во время спецоперации на Украине. Репортажи об офицерах, солдатах, медсёстрах и простых защитниках Донбасса выходят под рубрикой "Наши герои".