Председатель Хакасской республиканской организации общероссийского профсоюза работников культуры Марина Шутова в ходе сегодняшних публичных слушаний по проекту закона о республиканском бюджете заявила о непростом положении сотрудников сферы культуры.
Речь шла и о зарплатах, далеких от тех, что обещаны в майских указах президента, и о том, на какие ухищрения идут муниципальные образования, чтобы не увеличивать финансирование учреждений культуры, и о ряде других факторов...
Вместе с тем Шутова заявила, что проект закона о бюджете не учитывает данные цели и задачи, поставленные президентом. Кроме того, в пояснительной записке отсутствуют причины и обоснование приостановления индексации должностных окладов государственных гражданских служащих.
Полная версия доклада Марины Шутовой представлена ниже:
"Ознакомившись с проектом Закона Республики Хакасия о Бюджете на 2023 год и плановые 2024, 2025 годы профсоюзы отмечают, что законопроект очень качественно проработан и в целом направлен на улучшение финансового состояния Республики Хакасия, а заработная плата заложена на все 12 месяцев.
Это несомненно большое достижение, что в течение последних двух лет мы перестали говорить о задолженности и даже о задержке выплаты заработной платы. В целом по республике проблемы с заработной платой остались только в банкротных предприятиях и в сфере ЖКХ.
Профсоюзы понимают приоритеты страны и республики в условиях СВО, однако с каждым годом наши трудящиеся не становятся богаче.
Проектом Закона планируется Общий темп роста фонда заработной платы на 2023 год по сравнению с 2022 годом на 110,7%, а на последующий плановый период 2024 и 2025 годов на 108,4% и 108,3% соответственно, это замечательно, но мы полагаем, что это связано в первую очередь с ростом МРОТ. При этом происходит выравнивание заработной платы специалистов и неквалифицированного персонала.
Для справедливого роста заработной платы специалистов, мы уверены, что оклады работников и, прежде всего, бюджетных организаций должны устанавливаться не ниже МРОТ, а следовательно, и индексироваться вместе с ним. Уверены, что изменение Закона Республики Хакасия от 12.11.2008 года № 65 ЗРХ "Об оплате труда работников республиканских государственных учреждений" только способствовало бы улучшению качества жизни наших бюджетных учреждений, особенно культуры и одновременно помогало бы решить проблему с кадровым голодом.
В этом году министерствами образования и здравоохранения уже сделаны первые шаги в данном направлении, и мы надеемся, что системный подход, а именно изменение законов Республики Хакасии, способствующих повышению заработной платы, только улучшит ситуацию в кадровом вопросе, в вопросе улучшения качества жизни и снижению уровня бедности в республике.
Как работник сферы культуры не могу не отметить, что в ряде муниципальных образований республики, несмотря на дотации из бюджета, не все запланированные финансы доходят до работников учреждений культуры, и несмотря на то, что задолженности по заработной плате нет, однако сама заработная плата и близко не доходит до уровня определенного майскими указами Президента. Так в музыкальных школах Черногорска, чтобы не увеличивать финансирование учреждений, снижают стимулирующие коэффициенты. В прошлом году я выступала перед депутатами города по этому вопросу, но воз и ныне там. А не повышение заработной платы в условиях растущей инфляции – это ее снижение!
Еще одна проблема, на которую не могу не обратить внимания – заработная плата работников системы жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с установлением долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения для учреждений ЖКХ на 2019-2023 годы, фонд оплаты труда общехозяйственного персонала, входящий в число затрат предприятия и заложенный в тарифы ЖКХ был уменьшен. У нас очень высокая инфляция и вместо того, чтобы стимулировать работников учреждений ЖКХ мы фактически снижаем им заработную плату. Уверена, в сегодняшнее время все долгосрочные параметры регулирования и тарифов в сфере ЖКХ подлежат пересмотру и дополнительному финансированию из бюджета.
Одно из самых крупных предприятий республики Хакресводоканал уже 6 лет находится в банкротстве и мы уверены, формируемые комитетам тарифы не способствуют улучшению ситуации в организации, а только ухудшают, что в свою очередь негативно сказывается и на состоянии коммунальных сетей и на заработной плате работников.
Уверена, что зарплата у специалистов сферы ЖКХ должна быть достойной, но не за счет высоких тарифов для населения, и в этом направлении так же требуются в том числе и законодательные перемены.
Проектом Закона предусмотрено выделение из бюджета 25 млн. рублей на Сохранение и развитие инфраструктуры загородных детских оздоровительных лагерей, республика уже третий год увеличивает финансирование улучшения инфраструктуры и безопасности загородных детских оздоровительных лагерей. Однако мы понимаем, что без государственной программы Сохранения и развития инфраструктуры загородных детских оздоровительных лагерей с федеральным финансированием мы не сможем сделать наши загородные лагеря современными и отвечающими всем требованиям времени. В связи с чем обращаем внимание сенаторов и депутатов государственной думы от Хакасии, уполномоченного по правам ребенка на необходимость озвучивания и решения данной проблемы на федеральном уровне.
Еще один не менее важный вопрос, на который хотелось бы обратить внимание присутствующих – это системное отсутствие индексации должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Хакасия.
Индексация для данной категории служащих не производилась уже более 3 лет. Тогда как, к примеру, для лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы с 1 октября 2022 года произведено повышение окладов на 4% в соответствии с Указом Президента.
Системное отсутствие индексации должностных окладов государственных гражданских служащих республики идет вразрез с политикой Президента, который неоднократно подчеркивал, что рост зарплат российских граждан и общего благосостояния населения – принципиальный вопрос для органов власти.
Полагаю, проект закона о бюджете не учитывает данные цели и задачи, поставленные президентом РФ. В.В. Путиным. Кроме того, в пояснительной записке отсутствуют причины и обоснование приостановления индексации должностных окладов государственных гражданских служащих.
Предлагаю включить в рекомендацию публичных слушаний пункт, предусматривающий индексацию должностных окладов государственных гражданских служащих, с учетом уровней инфляции, начиная с 2020 по 2022 годы, которая составляла бы не менее 12%.
В заключении хочу сказать, что активисты профсоюзов, каждый на своем рабочем месте принимают конкретные меры по обеспечению легальной занятости, индексации заработной платы, стараются содействовать обеспечению безопасных условий труда, на местах и обеспечивают контроль за соблюдением прав и интересов работников.
Однако далеко не на всех предприятиях и в учреждениях республики есть первичные профсоюзные организации. Мы полагаем, власть должна быть заинтересована в содействии созданию профсоюзных организаций, так как не соблюдение требований охраны труда и неформальные трудовые отношения существуют там, где нет профсоюза".
Напомним, что о возможности предусмотреть возможность повышения заработной платы работников централизованных предприятий, обслуживающих органы государственного и местного самоуправления на территории республики, заявил сегодня и депутат Верховного Совета РХ Евгений Челтыгмашев.