Ко Дню воспитателя, который празднуется 27 сентября, городское управление образования администрации Абакана (Хакасия) расскажет про интересных людей.
В детском саду «Орлёнок» музыкальным руководителем трудится молодой специалист Яна Симонова. Ещё в раннем детстве у будущего педагога проявились способности к музыке и хореографии, а уже в 14 лет девочка стала помощником хореографа в детском ансамбле. После школы Яна с отличием окончила музыкальный колледж. И разве знала она тогда, что, придя в 20 лет в детский сад с 57-летней историей, станет востребованным специалистом, любимым педагогом детей и профсоюзным лидером учреждения?
Музыкальный руководитель - какая удивительная профессия! «Музыкальный» - значит, прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Руководитель» - значит, ведущий в новое, неизведанное, прекрасное… Музыкальный руководитель дарит свет, учит любить, понимать, сопереживать, чувствовать.
Иногда Яна Александровна спрашивает сама себя:
– Почему я выбрала профессию музыкального руководителя детского сада? Наверное, потому, что в моей профессии соединены два самых больших чуда – дети и музыка. Я стою у истоков зарождения личности ребёнка. От меня зависит, поможет ли музыка развить лучшие качества: душевную чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброту, восприимчивость к прекрасному.
Любому молодому специалисту непросто на рабочем месте: нет опыта, не хватает практики, а в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – ещё и знаний об индивидуальных особенностях развития детей. Для того, чтобы стать хорошим музыкальным руководителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, предвидеть возможные затруднения при усвоении образовательной программы, учитывать особенности детей.
В этом разнообразии позиций и подходов важно выбрать нужное для себя. Поэтому Яна Александровна не перестает учиться. Ее девиз: «Образование через всю жизнь». Кроме того, сами дети вдохновляют педагога и многому учат. Учат принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней – к самой себе.
На своих занятиях молодой педагог помогает передать детям эмоционально-образное представление об окружающем мире, сформировать качества, необходимые для дальнейшей полноценной жизни, активной жизненной позиции, творческой самореализации. Яна Александровна тщательно отбирает методы и приёмы, технологии и методики, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей, консультируясь с опытными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и педагогом-психологом. Главное, не навредить ребёнку!
Ежедневно, собираясь на работу, музыкальный руководитель Симонова мысленно спрашивает себя: «Что ждёт меня сегодня? Как встретят и оценят меня малыши? Как пройдёт разучивание нового танца? Удачно ли пройдёт репетиция музыкального спектакля?»
Ответы на все эти вопросы получает уже в процессе работы или в конце рабочего дня. Дошколята – очень пытливый маленький народ, они требуют всего нового, интересного и эмоционального, чувствуют малейшую неискренность. Поэтому Яна Александровна сама становится ребёнком, погружаясь в их детский мир переживаний, и показывает детям, как можно выражать музыку на их «детском музыкальном языке».
Специальность музыкального руководителя удивительна и уникальна тем, что в ней объединены разные профессии. На музыкальных, театрализованных праздниках и фестивалях, торжественных мероприятиях и «народных гуляньях» молодой специалист выступает в роли музыканта и художника, сценариста и режиссёра, костюмера и актёра, гримёра и звукооператора.
А ещё занимается дизайном музыкального зала, пишет сценарии, проводит многочисленные акции и проекты. Благодаря образовательной деятельности по музыке, где обязательно присутствуют слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, исполнение на детских музыкальных инструментах, творчество, у детей развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности.
Решаются ещё и жизненно важные задачи: ребёнок совершенствуется не только духовно, но и физически, музыкальные виды деятельности влияют положительно на его здоровье. Корректируется речь, улучшается работа нервной, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, координируются движения. Для этого педагог использует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии. Поэтому в какой-то степени Яна Александровна ещё и «музыкальный доктор».
Педагог талантлив, а значит, музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду будут всегда на высоком уровне. И особенно приятно видеть восторг детей, когда им всё удаётся. Слышать добрые слова от родителей, своих коллег, видеть огонёк счастья в глазах детей – вот главное достижение в работе, считает Симонова.
Активной жизненной позиции Яне Александровне не занимать. Всего два года она работает в детском саду, но уже является председателем первичной профсоюзной организации, прошла обучение в Профсоюзной педагогической школе Абаканской городской организации Общероссийского профсоюза образования. Симонова организовала не одно мероприятие с сотрудниками: участие в соревнованиях по туристическому многоборью, по пешеходному туризму среди педагогических коллективов Абакана. Команда дошкольного учреждения победила в турнире по русской лапте в Абаканской городской организации Общероссийского Профсоюза образования, участвовала в общесоюзной акции «Подзарядка для всех!» – «PROгимнастика», одержала победу в конкурсе видеороликов «Мой Профсоюз».
Молодого специалиста поддерживает весь педагогический коллектив «Орлёнка». Воспитателям очень приятно и радостно, когда их воспитанник «раскрывается» и становится маленьким «артистом», охотно посещает музыкальные занятия.
Вот так молодой музыкальный руководитель сумела приобщить детей к миру прекрасного, живого и эмоционального. Подтверждение этому – в мудрых словах выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».
Дальнейших профессиональных успехов, вдохновения и удовлетворения желает весь коллектив детского сада молодому коллеге!
«Несложно заставить звучать инструмент,
Важнее поймать тот заветный момент,
Когда зазвучат струны детских сердец,
Тогда педагог - настоящий творец», - А. Толоконникова.