На территории Восточно-Бейского разреза в Хакасии вышли на финальный этап спасательные раскопки. Могильник из 9 курганов начали вскрывать в 2020 году.
Как сообщает РТС, к раскопкам последнего, самого большого кургана приступили в этом году. На вид захоронение было обычным могильником тагарской культуры. Это скифское время - середина 1-го тысячелетия до нашей эры. Но как оказалось, курган одновременно и старше, и моложе. Первый покойник был похоронен здесь еще в эпоху бронзы.
"Я стою на том уровне, с которого начиналось строительство первого кургана, на погребенной почве. Тут была небольшая насыпь эпохи бронзы. Потом ее перестроили сделали более высокой в скифское время. А вот эта ограда гунно-сарматского времени она уже лежит на скифской насыпи - она уже почти на метр выше, чем окружающая поверхность", - объясняет директор Южно-сибирского филиала института истории материальной культуры РАН Игорь Лазаретов.
Внутри каменной ограды под насыпью были обнаружены останки просторного деревянного склепа так называемых тесинцев - людей, пришедших сюда вслед за тагарцами на рубеже нашей эры. В этой гробнице, по предположению ученых, могут находиться останки от 50 до 100 человек. Скорее всего, сначала мертвых укладывали ровно, но по мере заполнения усыпальницы начали сваливать как попало. Археологи полагают, что после расчистки кургана тут будет картина в духе последнего дня Помпеи. С той разницей, что люди не приняли смерть в столь неестественных позах, а свалились друг на друга в результате обрушения сгнивших погребальных нар, которые стояли в склепе в несколько ярусов.
"Представляете, когда дерево разрушалось, эти полати ломались, покойники сыпались с них в самых разнообразных позах, вон мы видим один ничком. Когда мы все это расчистим - будет забавное зрелище", - рассказывает директор Южно-сибирского филиала института истории материальной культуры РАН Игорь Лазаретов.
Отличительной черной погребального обряда тесинцев являются гипсовые маски на лице или рядом с умершим.
"До тесинцев, а впоследствии у таштыкцев погребальные маски никто не сооружал. Потому что тесинцы использовали и мумификацию и трепанацию, всевозможные манипуляции с телом. То есть они не хоронили, как мы сейчас с вами хороним", - рассказывает сотрудник НПО "Археология и историко-культурная экспертиза" Кунари Тюндешева.
Проще говоря, тело потрошили. Вынимали внутренности, мозг и набивали травой. Все что оставалось после такой мумификации, хоронилось отдельно.
"Вот в этом грунтовом могильнике много так называемых порциальных захоронений. Это когда в отдельной яме, вместе со спецпредметами, сосудами с пищей, захоранивали не человека, а несколько костей. Обычно это несколько ребер, коленная чашечка, фрагменты черепа и тазовых костей. И есть предположение, что эти захоронения - это части тела, которые вырубали из тела покойника, для того чтобы сделать мумию - куклу, куклы, к которым делались потом маски гипсовые. Но довольно сложно это доказать. Надо раскопать могильники и увидеть людей, которым не хватает этих частей", - рассказывает сотрудник Южно-сибирского филиала института истории материальной культуры РАН Вера Лурье.
Из-за плохой сохранности останков сделать это будет весьма затруднительно. Так же затруднительно до сих пор сказать, кем были люди, которых ученые условно называют тесинцами. Ажурные бляхи, бусы, кольца, амулеты в виде жертвенных оленей, летящие птички, вырезанные из кости, потускневшее и окислившееся за 2 тысячи лет зеркальце из бронзы - все эти находки практически одной исторической эпохи говорят о том, что культура тесинцев была неоднородной и подверженной различным влияниям.
"Тут у нас есть шанс попытаться разобраться что же это за народ из себя представлял. Это некий монолит или это сплав из нескольких групп. Почему такой разный обряд. Почему одних хоронили в склепах в виде кукол, а других тут же рядом в одиночных могилах, причем совершенно разных конструкций", - директор Южно-сибирского филиала института истории материальной культуры РАН Игорь Лазаретов.
В этом заключается самая большая интрига, которую предстоит разрешить, раскопав курган до конца. А так же с помощью антропологов и генетиков, которых ждут на раскопках со дня на день.