ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, ИА РОСБАЛТ*
Пока Вашингтон всеми силами демонстрирует, что ничего особенного не происходит, Москва ждет «часа Х», до которого, видимо, осталась примерно неделя.
Казахстан временно отодвинул на второй план остальные новости. Но сейчас внимание снова постепенно фокусируется на «больших консультациях» по международной безопасности, которые стартовали 9 января в Женеве с переговоров России и Соединенных Штатов. Москва пытается представить это как судьбоносный момент — новый формат, родившийся после предложений, выдвинутых Россией в конце декабря (многие называют их «ультиматумом Западу»). Речь о требовании российского руководства, обращенном к НАТО и США, предоставить гарантии безопасности.
Американцы, в свою очередь, делают вид, что ничего особенного не происходит. По их версии, ведется всего лишь рутинная дипломатическая работа в рамках диалога по стратегической стабильности, о начале которого Москва и Вашингтон договорились еще 16 июня прошлого года в ходе первых прямых переговоров президентов Владимира Путина и Джо Байдена.
Эти различия в подходах очень важны для дипломатов. Главная задача россиян — доказать, что Запад услышал их сигналы и согласился отреагировать на них. То есть, что Москва способна давить на США и НАТО и принуждать их к переговорам. Американская делегация, напротив, демонстративно игнорирует главное российское требование — вернуться к ситуации 1997 года, когда еще не состоялось расширение НАТО на восток и в Альянс не были приняты страны Балтии, входившие ранее в состав СССР, а также бывшие страны-члены Организации Варшавского договора. Мол, США и их союзники не собираются даже рассматривать столь вздорные идеи.
Реальность как всегда где-то посередине. С одной стороны, безусловно прав замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков, когда говорит о том, что США и их союзники начали обсуждать российские предложения по предоставлению России гарантий безопасности. Кремль именно что добился этой встречи, которая еще в середине декабря не планировалась. Более того, за переговорами в Женеве последует такое же внезапное заседание Совета Россия-НАТО. А ведь еще в начале декабря прошлого года казалось, что этот консультационный орган прекратил свое существование навсегда или очень надолго — после того, как из Брюсселя были высланы восемь российских дипломатов, работавших в российской миссии при Альянсе.
Вдобавок, после этого пройдут еще и переговоры на уровне ОБСЕ. Наконец, Евросоюз в целом и отдельные его страны (особенно не входящие в НАТО, вроде Финляндии) настойчиво добиваются участия в консультациях с Россией.
На этом фоне разговоры о «стандартных процедурах» и отрицание готовности обсуждать кремлевские инициативы выглядит не более, чем дипломатический маневр. Понятно, что российские власти сумели вынудить США и их союзников в Европе сесть за стол и начать разговаривать.
С другой стороны, очевиден отказ западных переговорщиков обсуждать такие идеи, как откат ситуации к 1997 году или требование к НАТО, чтобы Альянс отказался от расширения, отказавшись от так называемой «политики открытых дверей». Если бы его не было, российский дипломатическим источникам не пришло бы в голову рассказывать, что они что «разжевывали» западным «узколобым» коллегам во время консультаций в Женеве.
Так что весь успех России пока сводится к тому, что переговоры в принципе начались, и Запад уже не выглядит на них единым. Иначе бы американским дипломатическим источникам, в свою очередь, не пришлось предупреждать через прессу союзников о том, что не надо верить российским комментариям по прошедшим переговорам (еще до того, как эти комментарии появились). Очевидно, в Вашингтоне получают немало вопросов от стран НАТО и ЕС, а также Украины, которые (каждая по отдельности) опасаются, что их интересы будут забыты в ходе переговоров с Россией.
Ну а это, в свою очередь, говорит о том, что какие-то существенные результаты от этих консультаций все же ожидают. По крайней мере, в Европе. И даже если российские дипломатические источники в чем-то и искажают в свою пользу итоги восьмичасовых переговоров, то они вряд ли отклоняются от истины, уверяя, что американцы обещали дать письменный ответ по итогам этих консультаций примерно через неделю.
Таким образом, Рябков прав и тогда, когда говорит, что никакого заметного улучшения не произошло. Это и было бы невозможно, как бы Россия ни давила на США, добиваясь ответа на ее требования «здесь и сейчас». Однако достаточно уже того, что консультации вообще стартовали.
Итоги их в ближайшее время подводить просто не представляется возможным. Не горячей же картошкой дипломаты перебрасываются, а ищут точки хотя бы каких-то соприкосновений. В противном случае, Россия, если ее вопросы останутся без ответа со стороны Запада, вновь пугает всех тем, что может хлопнуть дверью и перейти к тем самым «военно-техническим мерам», о которых Рябков начал говорить в декабре. И этого, похоже, совсем никто не хочет, причем не только в США или Евросоюзе, но и в самой Москве.
*- некоммерческая организация, внесенная Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
Иван Преображенский, rosbalt.ru