FOI: Россия не сможет заблокировать Статьи 14 и 18 Конвенции Монтре о пересмотре водоизмещения нечерноморских военных кораблей
Портал 19fortyfive, близкий к Пентагону, опубликовал любопытную статью Ставроса Атламазоглу, военного эксперта издания. Называется материал «России это не понравится: У ВМС США есть авианосец вблизи Украины». Он пишет: «Авианосная ударная группа Harry S. Truman („Гарри Трумэн“) в настоящее время находится в Средиземном море и может оказаться в пределах досягаемости Украины в течение короткого периода времени». Помимо головного корабля в состав АУГ входят ракетный крейсер San Jacinto, эсминцы USS Bainbridge, USS Cole, USS Gravely, USS Jason Dunham, а также норвежский фрегат Fridtjof.
Несмотря на то, что Байден заявил, будто Вашингтон не окажет прямой военной поддержки Киеву, в полную боевую готовность, тем не менее, приведена еще и десантная группа Essex, которая сейчас расположена в Аравийском море и Персидском заливе. Она базируется на одноименном вертолетоносце класса «Оса», а также десантных док-кораблях Portland («Портленд») и Pearl Harbor («Перл-Харбор»). На них размещается примерно три тысячи элитных звездно-полосатых морпехов.
Что касается авиации, то прямо сейчас готовы броситься на «защиту Украины» в общей сложности девять эскадрилий и воздушных отрядов ВВС США и ВМС США, что якобы позволит свести на нет преимущества береговой авиации ВКС РФ. Короче, все по-взрослому.
«Наши моряки всегда готовы предоставить гибкие возможности для выполнения задач, начиная от поддержки операций по обеспечению безопасности на море и обеспечения возможностей реагирования на кризисные ситуации, до расширения сотрудничества в области безопасности на театре военных действий и обеспечения передового военно-морского присутствия в районах операций флота», — заявил капитан Гэвин Дафф, командир авианосца «Гарри Трумэн».
Да, по мнению автора 19fortyfive, сохраняющееся присутствие авианосной ударной группы «Гарри Трумэна» в регионе (близком к Украине) является скорее демонстрацией поддержки союзникам по НАТО и Украине, чем угрозой применения силы в отношении России. Но не так все просто, как кажется.
На первый взгляд, смысл публикации Атламазоглу вроде бы и ежу понятен, тем более, что эксперт фактически признает, что русских не напугать АУГ, которая бросила якорь в Ионическом море между Грецией и Италией. Это все равно, что у черта на куличках.
Другое дело — отправить авианосец Соединенных Штатов прямо в Черное море. Вот бы тогда Москва заволновалась. Конечно, кто-то скажет, с чего бы России напрягаться, если есть Конвенция Монтре (в дальнейшем просто «Монтре»), подписанная в июле 1936 года? Этот договор, как известно, ограничивает проход через Дарданеллы и Босфор боевых кораблей нечерноморских стран водоизмещением 15 тыс. тонн, тогда как «Гарри Трумэн» вытесняет 100 тыс. тонн.
Кстати, и Анкара неоднократно заявляла, что будет придерживаться букве «Монтре», даже если является членом НАТО. Значит, тема закрыта? Оказывается — нет. Янки давят на турков, требуя переписать этот договор, регулирующий режим прохода через Дарданеллы и Босфор.
Аналитик Арон Лунд из Шведского агентства оборонных исследований (FOI) напоминает, что 5 апреля 2021 года турецкие власти задержали десять своих отставных адмиралов, которые предостерегали от выхода из «Монтре». За закрытыми дверями им что-то популярно объяснили, после чего никто из правдорубов больше не высказывался на сей счет.
Для Анкары «Монтре» значит больше, чем для других подписантов. В 2014—2019 годах через Дарданеллы и Босфор ежегодно совершалось в среднем 42 258 морских транзитов, подавляющее большинство из которых составляли торговые суда. Если бы все они платили, как за проход через Суэцкий канал, то сейчас в Турции не было бы экономического кризиса.
В частности, как отмечалось в отчете Chatham House за 2017 год, проливы являются одним из самых важных глобальных коридоров для экспорта продовольствия. Через них осуществляется целых 12% мировой торговли зерном, в том числе пятая часть мировой пшеницы.
Теперь о самом неприятном. Янки уже не раз подчеркивали, что США не являются подписантом «Монтре» и соблюдают договор по инерции — во многом из-за уважения к былой мощи СССР, который, однако, развалился 30 лет назад.
«Вашингтон и его союзники по НАТО благосклонно относились к рамочному соглашению „Монтре“ во время Холодной войны, поскольку оно не позволяло Москве быстро перемещать корабли советского ЧФ в Средиземном море, — подчеркивает Арон Лунд.- Но в период после окончания Холодной войны Румыния и Болгария, по-видимому, не без подсказки США, выступали за пересмотр договора в интересах обеспечения более гибкого входа НАТО в Черное море».
Эксперт FOI напоминает, что были времена, когда и Анкара готова была отказаться от «Монтре», но Сталин пригрозил войной, что на многие десятилетия вперед образумило турков. По большому счету, из-за страха нового конфликта с Россией (тогда еще СССР) Турция вступила в НАТО.
Сегодня баланс сил в Черном море на стороне РФ, но все изменилось бы, если США могли бы направлять сюда авианосцы и стратегические подлодки. Так ли это — другой вопрос! Во всяком случае, такой точки зрения придерживаются янки, несмотря на наши береговые противокорабельные комплексы.
Россия и Турция обменялись колкостями по поводу проливов в 2015 и начале 2016 года, в тот момент, когда напряженность возросла после вмешательства России в Сирию, отмечает Арон Лунд. Уже тогда турки напомнили по своим каналам о нюансах «Монтре», насчет которых нужно обязательно помнить русским.
Оказывается, Статья 28 позволяет любой из договаривающихся сторон Конвенции выдвинуть требование об ее отмене. Если это произойдет, стороны соберутся для переговоров по новому соглашению, но при любом раскладе через два года после первоначального заявления договор прекращает свое действие, хотя «принцип свободы транзита и судоходства», предусмотренный в Статье 1, будет действовать «неограниченно долго».
Кроме того, Статья 29 устанавливает механизм периодических поправок в соответствии со скользящим пятилетним графиком, начиная со вступления Конвенции в силу в 1936 году. Текущий пятилетний период истекает 9 ноября 2026 года, и предложение о внесении поправок должно быть выдвинуто самое позднее в августе 2026 года. Как раз к этому времени Эрдоган обещает закончить строительство дублера Босфора — канала «Стамбул».
Теперь о том, может ли американский авианосец подойти к берегам Крыма? Оказывается — да, если будут внесены поправки в Статьи 14 и 18, которые касаются водоизмещения военных кораблей, идущих через Дарданеллы и Босфор. Для пересмотра, напоминает FOI, потребуется согласие трех четвертей подписантов «Монтре», включая три четверти прибрежных государств Черного моря, одним из которых должна быть Турция.
Москва, однозначно, окажется в гордом одиночестве, тогда как Анкара, обладающая правом вето, может ввести непрямые высокие и даже запредельные тарифы для транзита и легко обойти запрет на взимание платы за проход через проливы. Например, экологический сбор, страховку от аварии или за обязательный эскорт турецких Сил безопасности. Все это есть и сейчас, но стоит пока очень недорого.
В целом Турция не может в одиночку внести поправки к Конвенции, но обладает правом блокировать любое предложение, выдвинутое другими участниками «Монтре». Тем не менее, прямо сейчас переподписание Конвенции несет больше рисков для Анкары, чем преференций. Но Эрдоган, с учетом летящей в пропасть экономики, запросто может согласиться на пересмотр Статей 14 и 18 в обмен на экстренную экономическую помощь.
В качестве оправдания он скажет: «Сорри, Путин! Очень деньги нужны!»
И еще: в декабре 2019 года Эрдоган, напоминает FOI, сделал опасное для России заявление о политическом аспекте строящегося канала «Стамбул». Он сказал: «Я не использую [политический аспект «Монтре"] сейчас, но когда придет время, мы будем использовать и это».
Поэтому не исключено, что через несколько лет мы и впрямь прочтем в ИноСМИ, что «Авианосец США отправится к берегам Крыма, Турция дала добро на транзит через Босфор или канал „Стамбул“».