Способна ли Америка к жесткому противостоянию сразу на трех фронтах
Фото: Zuma/TASS

С 1991 года, после развала СССР, США доминируют в мире. В настоящий момент сразу три державы бросают им вызов, стремясь расширить свои сферы влияния.

Согласно теории политического реализма, никто не может знать мыслей политиков и военных страны-соседа, а если даже он уверен в том, что знает их, он не может знать, какие мысли придут им в голову завтра. Поэтому имеет значение прежде всего сам факт собирания сильной и способной атаковать другое государство военной группировки. Он имеет первостепенное значение при любом обсуждении. Остальное вторично.

Если смотреть на происходящее с точки зрения того, как все выглядит для США, то налицо идеальный шторм. Военно-политический кризис разразился сразу в трех регионах — Украина, Иран, Тайвань. Напомню, идеальным штормом называют соединение вместе и наложение друг на друга факторов, которые вызывают масштабные катастрофические процессы.

Переговоры Вашингтона по ядерной сделке с Тегераном (сделкой называют отказ Ирана от программы обогащения урана, т.е., от попыток создания ядерного оружия, в обмен на снятие санкций) закончатся успехом либо провалом в ближайшие недели. Окно возможностей закрывается. Причина в том, что Иран продвигается к созданию начинки для ядерного оружия и сможет сделать ее уже через несколько недель. Если это случится, переговоры утратят смысл и возвращения к сделке (она была заключена в 2015 году, позднее Трамп вывел из нее США в 2018-ом) не произойдет.

Если сделка США с Ираном будет заключена, на Ближнем Востоке станет возможна (хотя и совершенно не гарантирована) разрядка. Если же этого не случится, США будут вводить против Ирана новые санкции и готовить (возможно, вместе с Израилем) военную операцию для уничтожения ядерного потенциала этой страны. Или же США дадут Израилю зеленый свет на операцию и поставят ему необходимые военные средства. В любом случае Иран неизбежно будет отвечать ракетными ударами по американским и израильским интересам в регионе. Напряжение там будет расти, включая потенциал крупного военного конфликта, возможно с участием США, и, неизбежно, с участием региональных союзников Америки.

Но гораздо большее значение имеет Тайвань и этот кризис сильнее связан с украинским. Если в Украине вспыхнет война и войска ДНР/ЛНР смогут занять часть ее территории без больших потерь и не вызвав тяжелых болезненных санкций США, это станет серьезным аргументом для КНР — аргументом за установление контроля над Тайванем. Если окажется, что США даже после Грузии и Афганистана не способны заставить политического оппонента заплатить страшную цену за взятие территории союзника Америки — Украины, — это может стать важным сигналом для Пекина.

Конечно, Тайвань — не Украина, это совершенно иная ситуация. Но легкость падения Украины и слабая реакция США по меньшей мере увеличат вероятность китайской военной операции с целью захвата Тайваня. К тому же появится аргумент, что сегодня окно возможностей для оккупации Тайваня открыто, но завтра оно может захлопнуться, а раз так, КНР нужно спешить.

Если же оккупация Тайваня станет фактом, это будет катастрофой для американской политики. Ряд колеблющихся государств Восточной Азии, например Филиппины, могут перейти под эгиду Пекина. Япония и Южная Корея, осознав, что обещания защиты со стороны США мало чего стоят, начнут программу перевооружений, милитаризации и создания ядерного оружия для противодействия Пекину. Потеря Тайваня станет сокрушительным ударом по всем международным альянсам Вашингтона. С учетом всего сказанного, высока вероятность того, что санкции США против РФ в случае начала войны, будут очень жесткими. Ведь США должны будут показать, что страну, которая вступает с ними в серьезное противостояние в ходе подобной ситуации, ждет как минимум разрушение экономики.

В любом случае, эти конфликты неизбежно оказывают влияние друг на друга. США использовали российско-украинский конфликт для того, чтобы сплотить НАТО. Их постоянные заявления о высокой вероятности военных действий между Россией и Украиной и даже проговаривание даты их начала, служат цели мобилизации союзников. Их угрозы санкций серьезны и производят впечатление на Китай.

Так, например, Фэн Юйцзюнь, директор Центра исследований России и Центральной Азии при Фуданьском университете в Шанхае, считает, что Россия как экспортер сырьевых товаров может оказаться в условиях санкций даже в лучшей ситуации чем КНР, и пережить экономическую изоляцию, в то время как «развитие Китая зависит от тесной связи с мировыми промышленными, стоимостными и производственными цепочками». Иными словами, от мощных американских санкций, в случае тайваньского конфликта, КНР может пострадать больше, чем Россия в случае войны в Украине.

Ян Чэн, специалист по России из Шанхайского университета международных исследований, считает, что большой вооруженный конфликт в Украине не принесет Кремлю серьезных выгод. Но он также указывает, что у Америки не слишком много вариантов. Санкции, которые способны ударить по российскому экспорту энергоносителей, рискуют вызвать рост инфляции и нанести болезненный удар по экономике США. С другой стороны, принятие требований России о предоставлении ей широких гарантий безопасности в качестве цены за мир, нанесло бы, по его мнению, сильнейший удар по международному авторитету Вашингтона.

Алон Пинкас, израильский политический аналитик, бывший дипломат и советник нескольких прошлых премьер-министров Израиля, указывает, на то, что три кризиса в трех стратегически важных местах: в Европе, Индо-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке могут привести к тектоническим сдвигам в международной системе. Но при грамотном управлении со стороны США, это может вновь утвердить американское превосходство, пусть даже временно. Этот идеальный шторм не обязательно плох для Соединенных Штатов, которые получат шансы повысить свой дипломатический статус, укрепить существующие союзы, ускорить создание новых союзов и пересмотреть стратегические приоритеты в мире. «Как говорится, никогда не тратьте зря хороший кризис, потому что он содержит потенциально положительные для вас результаты. Кризис в Украине, политика сдерживания Китая и возможный развивающийся кризис на Тайване, а также возвращение к иранской ядерной сделке будут одновременно проверять приоритеты, политику, управление альянсом и лидерство США». В то же время, как указывает Пинкас, сочетание этих трех фокусных точек создает впечатление суматохи и является вызовом, брошенным Америке.

Не вполне понятно, насколько нынешняя администрация США соответствует той ситуации, в которой она оказалась, и способна ли она потянуть военно-политический конфликт сразу в трех регионах планеты. Однако, она может использовать кризис и для укрепления своего влияния.

Но главное в современной ситуации, это то, что подавляющее большинство не контролируют экономические, политические и военные решения начальства. Жизнь миллиардов людей и их благосостояние зависят сегодня исключительно от решений, принятых правящими элитами, которые пытаются в очередной раз делить планету.

svpressa.ru

Добавить комментарий