Если ЕС его проигнорирует, энергетический кризис в Европе усугубится
В прошлом году товарооборот между странами достиг уже 140 млрд долларов. Цель — 200 миллиардов. Хотя, как рассказал после встречи пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, лидер КНР озвучил уже новую планку — 250 млрд долларов. «Для Китая это не так много, но для нас это очень амбициозная цель. Но эти цели являются вполне реалистичными, учитывая нынешнюю динамику двусторонних отношений», — заметил Песков.
Одной из основных тем переговоров стала энергетика. Путин отметил, что «[российские] нефтяники подготовили хорошие новые решения по поставкам углеводородов в КНР». «И в газовой отрасли тоже сделали еще один шаг вперед — имею в виду новый контракт на поставку газа в Китай с Дальнего Востока России по 10 млрд кубометров в год», — сказал Путин.
Председатель КНР заверил, что менять свою политику в отношении России Китай не будет. «Мы будем стремиться трансформировать взаимодоверие между нашими странами в практическое сотрудничество на благо двух народов», — отметил Си Цзиньпин.
Это «практическое сотрудничество» во многом связано с установкой энергетического альянса между Россией и Китаем, о котором в своей статье накануне визита в Пекин писал Владимир Путин. По его мнению, для России этот альянс важен с точки зрения ускоренного социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.
На фоне сложившегося энергодефицита по углю, по газу и по нефти в Китае для РФ эти сферы являются перспективными, убежден президент Центр стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Взаимодействие с Китаем в энергетическом секторе позволит России решить внутренние инфраструктурные вопросы, считает эксперт. Для увеличения поставок угля уже началась реконструкция БАМа и Транссиба. «Поставки происходят по железной дороге, используется инфраструктура восточного коридора, Транссиба, БАМа, угольные терминалы Дальнего Востока», — говорит Абзалов.
Вместе с тем экономические выгоды для России (как, впрочем, и для Китая) — это не все. Для обеих стран энергетический альянс (прежде всего, в газовой отрасли) является еще и своего рода инструментом воздействия на отношения с коллективным Западом, полагают политологи. Объем ежегодных поставок из РФ в Европу составляют около 135 млрд кубометров в год, а поставки в Китай по газопроводу «Сила Сибири» превышают 10 млрд кубометров, пояснил китаевед, политолог Николай Вавилов. При этом уже в 2024 году, когда российские газопроводы «Сила Сибири» и «Союз Восток» выйдут на плановую мощность, поставки газа в Китай вырастут почти до 80 млрд кубометров. «Это сильно влияет на политику: если оба трубопровода будут работать, объем поставок газа из России в Китай будут сопоставимы с поставками газа из России в Европу.
Это создает очень интересную политическую ситуацию, когда Россия сможет маневрировать между рынками газа. Может сложиться ситуация, когда Европа недополучит газ из-за Китая. Эта ситуация очень реальная — в течение ближайших 5-7 лет Китай удвоит потребление газа», — пояснил Вавилов.
С другой стороны, это скажется и на отношениях и России, и Китая с США, которые также поставляют газ в Поднебесную. «Покупатели газа в КНР — это провинции. Это часть китайской экономики, созданная еще до Си Цзиньпина и интегрированная в американскую. И это очень сильно трансформирует энергетический аспект сотрудничества с Россией в политический аспект», — отметил эксперт.
Укрепление энергетического альянса России с Китаем серьезно отразится на отношениях РФ с Европой в первую очередь, считает директор Института политических исследований Сергей Марков. «Если газ пойдет в Китай, Европа уже не сможет воротить нос от „Северного потока — 2“, а будет уговаривать Москву построить „Северный поток — 3“. А что касается США, пока непонятно, как они отреагируют на укрепление союза России и Китая. Они либо ужесточат атаки на Россию, либо резко перейдут к тому, чтобы начать мириться с ней», — резюмировал Марков.