Янки беспокоятся, что «Утконос» нанесёт бомбовый удар по небоскребам Манхэттена, если США начнут войну с РФ
Американский военный журнал Military Watch посвятил Су-34 (по кодификации НАТО — Fullback, что переводится, как «Защитник») большую статью, назвав его самым боеспособным ударным истребителем ВКС РФ. Издание уверено, что Россия и в дальнейшем будет полагаться на эту машину, относительно недорогую и одновременно грозную, чьи удары на огромных расстояниях несут большую опасность для потенциальных врагов РФ.
Несмотря на то, что первый полет Су-34 состоялся в 1990 году, «Защитника» ввели в строй в 2014 году, что можно объяснить равнодушием правительства Ельцина к советскому военно-воздушному наследию. Теперь ситуация изменилась, и поставки в российскую авиацию идут хорошими темпами.
Дело в том, что, приняв боевое крещение в войне 08.08.08, «Защитники», которых иногда называют «Утконосами», показали себя во всей красе в Сирии. Да и западное экспертное сообщество пересмотрело свое отношение к Су-34, называя его недооцененным. Если ранее о нем писали, как о модернизации Су-24, то теперь этот самолет признали большим шагом «Сухого» вперед.
Произошло это, в том числе и потому, что, по оценке американского эксперта Томаса Ньюдика, «боевые испытания в войне против ИГИЛ* сыграли значительную роль в проверке его концепции».
Поскольку «Защитник» так и не стал экспортным товаром, для американцев он остается в некотором роде Terra incognita. Короче, в США самыми разными аналитиками сообщается, что «некоторые необычные и инновационные особенности Су-34 остаются широко непонятыми, в основном из-за военной тайны».
Справедливости ради, за океаном есть и такая точка зрения, что «русские любят приукрашать свои самолеты по маркетинговым причинам». В то же время сложный и положительный путь доводки «Утконоса» не вызывает сомнения даже у самых ортодоксальных критиков российской военной авиации.
Взять, к примеру, кажущийся огромным на фоне планера «нос» Су-34. Своим размером он обязан мощной радиолокационной системе Ш141, благодаря которой «Защитника» признали самолетом поколения 4++. В принципе, можно приписать еще несколько «плюсов» без прегрешения против истины, хотя и при этом самолет далеко не исчерпал потенциал модернизации. Как говорится, «были бы кости, а мясо нарастет». Не без этого многие западные источники утверждают, что хвостовое оперение Су-34, к примеру, может иметь радар для предупреждения об угрозах, приближающихся сзади.
Речь, в частности, может идти о «ракете обратного старта» с комбинированным аэрогазодинамическим управлением. Если кто подзабыл или не знал, да, при разработке Су-27 была такая интересная программа, согласно которой отрабатывался пуск ракеты Р-73 в направлении, обратном полету самолета. Значит, почему бы ее не реанимировать?
Известно, что в середине 90-х эти разработки остановили из-за отсутствия финансирования и, похоже, сейчас не возобновили. Точнее, какого-либо подтверждения из открытых источников об инициализации проекта «обратного старта» найти не удалось.
Сегодня защита сзади наших истребителей ограничена отстрелом тепловых ловушек, хотя стопроцентно они не спасают самолеты от ракетного поражения. Рассчитывать пилотам приходится в большей степени на свой опыт и осведомленность, то есть на приборное оснащение машины.
Описывая панель управления из пяти дисплеев и кабину Су-34, эксперт Ньюдик дал ей такое образное описание: «Войди в ад, черт возьми». Он имел в виду тот факт, что летчикам, скорее всего, придется действовать в особо опасных боевых условиях. Катапультируемые кресла «ноль-ноль» и защита экипажа экраном из титанового сплава толщиной 17 мм, по мнению эксперта, означают готовность экипажа входить в зоны ответственности вражеских ПВО.
В то же время американцы убеждены, что уровень комфорта в «Защитнике» оставляет желать лучшего. Туалет заменен «санбачком» с конусообразным отверстием на одном конце. В этой связи Ньюдик позволил себе шутку: «Экипаж может помочиться в эту канистру, но что-нибудь, э-э-э, более продвинутое, почти наверняка, ему не рекомендуется».
«Что бы сделали в Су-34 американцы?» — задается вопросом эксперт. По его предположению, заокеанские конструкторы убрали бы одно кресло и отправили второго пилота на скамейку запасных, зато «организовали» бы нормальный санузел и мини-камбуз. А с учетом дальних перелетов с возможными несколькими дозаправками в воздухе, можно было бы найти еще место для раскладной кровати. Это позволило бы «лечь ничком, голова и тело над входным люком, а ноги между катапультируемым сиденьем», дает совет иностранный эксперт.
Дескать, вздремнуть полчаса, когда летишь семь тысяч километров, никому бы не помешало. Правда, если посмотреть фото симулятора кабины Су-34, даже с очень хорошим воображением трудно представить мягенький диванчик в кабине «Защитника», напичканного приборами. Тем более, как метко оппонируют эксперту форумчане, «русские более склонны к душевным разговорам в ходе выполнения боевого задания, чем к сладкому сну на высоте 15 км». Типа, именно поэтому кресла идут в ряд — плечом к плечу, а не друг за другом.
В США, повторимся, считается, что двухместные боевые самолеты пора отправить на пенсию. Типа — это старье. Во всяком случае, все самые современные истребители пятого поколения, включая наш Су-57, являются одноместными. Объясняется это тем, что якобы электроника сможет заменить второго пилота. Однако, каково было удивление экспертного сообщества, когда в макете кабины американского истребителя 6-го поколения, показанном в сентябре 2020 года, обнаружилось два кресла.
Янки, к слову, даже провели имитационный бой между одноместным F-35 и двухместным «стариком» F-16D Block 40, которого как раз и должен был сменить легкий пятипоколенник. Каково было удивление, что «невидимка» проиграла, главным образом, из-за отсутствия «второй головы и еще одной пары рук».
«Даже объединение датчиков и автоматизации управления полетом по-прежнему является работой „на полный рабочий день“, — отмечает эксперт Джейкоб Паракилас из журнала The Diplomat. — И учитывая, что датчики становятся все более совершенными, а ракеты большой дальности — все более способными, есть аргумент в пользу добавления второго члена экипажа, даже если это делает самолет несколько менее маневренным».
Короче, не зря русская пословица гласит, что «одна голова — хорошо, а две — лучше». С учетом того, что идеей фикс всех разработчиков боевых истребителей является сопровождение истребителей дронами-помощниками, наличие второго пилота на Су-34 позволяет легко расширить возможности «Защитника» до материнского самолета роя беспилотников.
Собственно, нет необходимости повторять технические детали и характеристики «Защитника», которые многократно были опубликованы, в том числе и за океаном. Но обращает на себя внимание тот факт, что именно сегодня более-менее адекватные заокеанские журналисты не то чтобы нахваливают наши боевые самолеты, в том числе и Су-34, но четко дают понять, что России есть чем защищаться. Похоже, тамошнее общество всерьез обеспокоено перспективой большой войны, что и вызывает огромный интерес к нашему оружию.
Да, Атлантический океан надежно защищал Штаты от вражеской авиации во Второй мировой войне. Именно поэтому американцы просто не представляют, что в случае чего русские бомбы, причем не обязательно ядерные, могут упасть, к примеру, на небоскребы Манхэттена. Как пишет тамошний юзер с ником Djon##89: «Парни, от Мурманска до Нью-Йорка меньше 7 тысяч км, как раз хорошая причина для безвизового полета „Утконоса“ в США, пусть и с дозаправкой. На маршруте вообще нет нашей ПВО. Бомби — не хочу».
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 г.