Крымчане не хотят, чтобы Анкара влезала в конфликт с Украиной
Кремль благожелательно отнесся к предложению Реджепа Тайипа Эрдогана провести переговоры между президентами России и Украины на турецкой территории.
«Если наши турецкие партнеры могут повлиять на украинцев, и сподвигнуть их на выполнение ранее взятых договоренностей, и обязать, это можно будет только приветствовать. Место проведения каких-то контактов — вторично. Главное — это повлиять на Украину», — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
По его словам, основные разногласия между Россией и Украиной связаны именно с пробуксовкой процесса выполнения минских договоренностей со стороны Киева.
О том, что Турция готова помочь снизить напряженность между Россией и Украиной заявил официальный представитель турецкого лидера Ибрагим Калын. Эрдоган разговаривал с лидерами двух стран и «пригласил их обоих приехать в Турцию, если они хотят встретиться и разобраться в своих проблемах и разногласиях».
Когда именно может состояться встреча Путина и Зеленского на турецкой территорииЮ пока неясно. К тому же Эрдоган «в ближайшие несколько недель» планирует переговоры с Зеленским в Киеве.
Это уже не первое миротворческое предложение турецкого лидера. Не дают покоя лавры миротворца Нурсултана Назарбаева, который посредничал на переговорах по Сирии в Астане?
Предложение турецкого президента вызвало неоднозначную реакцию россиян в соцсетях. «Султан совсем попутал. Может ещё на ковёр вызовет?» — возмущались пользователи.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, доцент Дипломатической академии МИД РФ, тюрколог Владимир Аватков указывает на совпадение интересов Турции и Запада по украинскому вопросу.
— Как уже не раз было отмечено различными представителями официальной России, Анкаре следует сосредоточиться на принуждении Киева к реализации Минских соглашений. Если Турция действительно исходит из того, что она является ответственным игроком системы международных отношений, то пусть способствует примирению на Украине.
Но пока Турция пытается усидеть на двух стульях. С одной стороны, она показывает России, что становится более самостоятельным актором мировой политики. С другой, показывает Западу, что она подрывает постсоветское пространство. Цель Запада сегодня — оттащить от Москвы бывшие советские республики. Для этого используются самые разные методы.
Турецкое стремление к доминированию в различных региональных подсистемах, в том числе на постсоветском пространстве, устраивает Запад потому, что вписывается в эту самую идеологию. Например, в отношении Азербайджана действует Турция, в отношении Армении — Франция, а в отношении Грузии — НАТО напрямую.
«СП»: — А Украины?
— В отношении Украины действует целый ряд игроков, включая Турцию. Анкара использует Украину и как источник недорогих советских технологий, и как место, куда можно направлять вооружения для апробации в бою, что приносит выгоду. Это вписывается в интересы Запада. И в этом контексте турецкие интересы вписываются в интересы англосаксонского мира.
Но это соответствует и турецким интересам по распространению своего влияния. Турция категорично не признает воссоединение Крыма с Россией и стоит на этой позиции. При этом теоретически возможный конфликт России и Украины не может быть выгоден Турции, которая вкладывала большие средства во влияние на постсоветском пространстве.
Как показала практика, любые конфликты на этой территории приводят к усилению влияния России и ослаблению влияния Турции. Также Анкара не заинтересована в конфликте из-за своих хороших экономических отношений как с Россией, так и с Киевом. Выбирать Турция не любит. Она хочет по-прежнему сидеть на двух стульях и пользоваться всеми возможности в рамках идеологии хаба.
Однако сегодня сама международная политическая среда вынуждает Турцию делать свой выбор. Это Анкаре не нравится, так как подрывает ее амбициозные планы по влиянию на тюркские государства, на постсоветское пространство и на страны Ближнего и Среднего Востока. Именно отсюда идет нескрываемое раздражение Турецкой Республики.
По словам эксперта по Ближнему Востоку Станислава Тарасова, президенту Турции украинская тема полезна и для внутренних целей.
— После событий в Казахстане, где турецкая политика потерпела поражение, Эрдогану нужно выйти на какой-то диалог с Путиным. Идет челночная дипломатия, Эрдоган с Алиевым начинают выдвигать свои проекты. Путин будет вынужден с ними каким-то образом общаться. Ведь мы с Турцией работаем, не можем игнорировать. Москва должна занять разъяснительную позицию, а не просто отторгать Эрдогана.
Поэтому Россия будет говорить банальные вещи, повторять, что на Украине мы не являемся стороной конфликта и т. п. Эрдоган это все понимает, но вместе с Алиевым своей внутренней аудитории сможет говорить, что вел диалог с Путиным. Хотя никаких решений за этим не будет. Операция блеф. Обычная тактика турецкой дипломатии.
Политолог, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько уверен, что Россия не заинтересована в переговорах при посредничестве Турции.
— Зеленский заинтересован в предложении Эрдогана. Для него это часть его рекламной кампании, повышение его авторитета и статуса. Но России это не нужно, потому что отсутствует повестка для переговоров. Что мы будем обсуждать с Зеленским? Просто встречаться, потому что этого хочется ему и Эрдогану? Чтобы усилить его переговорную позицию?
К тому же Турция не является полностью нейтральной страной. У нее есть ряд противоречий с РФ. Она продает Киеву беспилотники «Байрактар», не признает Крым частью России, мы по-разному смотрим на будущее сирийской провинции Идлиб, что уже почти привело к столкновениям. Если посредник не нейтрален, то зачем он нужен?
«СП»: — Песков опять вспомнил про Минские соглашения, которым якобы нет альтернативы. Не ловушка ли это? Вдруг Киев однажды согласится. Россия отдаст республики Донбасса?
— Не думаю, что они пойдут на это. Потому что Минские соглашения предполагают полное переформатирование украинского государства и политикума: конституции, парламента и т. д. Сейчас украинские политики рассматривают Минские соглашения как предлог для наращивания санкционного давления на Россию. Иначе, они давно бы из них вышли. Если это случится, вина падет на Киев. Они понесут ответственность вплоть до военного столкновения.
О том, что думают крымчане о предложении Эрдогана, рассказал координатор Левого фронта в Ялте Максим Фирсов.
— В Крыму воспринимают возможное посредничество Эрдогана насторожено. Во-первых, Эрдоган не раз публично заявлял, что считает Крым территорией Украины. Ориентирующиеся на Турцию лидеры запрещенного в России «Меджлиса крымско-татарского народа» *, которые с 2014 года находятся в Киеве, в открытую заявляют, что хотели бы видеть многонациональный Крым исключительно как крымско-татарскую автономию. На полуострове сторонников такого развития событий, прямо скажем, не много. То есть, по вопросу Крыма Эрдоган выступает скорее как сторона конфликта, а не как посредник.
И второй момент. Любое «потепление» в турецко-российских отношениях приводит к обострению конкуренции за российского туриста. Нам в Ялте, чисто экономически, выгоднее, чтобы россияне отдыхали у нас, а не в Анталии. В похожей ситуации и производители сельхозпродукции. Турецкие помидоры вновь будут теснить аграриев с юга России.
Эрдоган прекрасно понимает свою выгоду, и грамотно играет на противоречиях между славянскими народами. Одним «Байрактары» продаст, другим путевки в Турцию. Мирный диалог между Россией и Украиной ему объективно невыгоден. Мы воспринимаем разговоры о посредничестве Турции как очередную «восточную хитрость», хоть и коварную, но незамысловатую.
* Верховный суд Республики Крым 26.04.2016 года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.