Что не так с могилой страстного искателя правды в Хакасии
Фото: Госохранинспекция Хакасии

Госохранинспекция Хакасии ответила на запрос 19rusinfo.ru, касающийся захоронения крестьянского философа-самоучки Тимофея Бондарева в Бейском районе республики. Напомним, вопрос об этом поступил главе Хакасии Валентину Коновалову в рамках прямого эфира.

Чтобы у читателей не возникало дополнительных вопросов, редакция публикует ответ на запрос без сокращений и исправлений.

«Могила Бондарева Т.М. (1820-1898 гг.), ссыльного крестьянского философа, страстного искателя правды, написавшего сочинение «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца», которое в 1890 г. с помощью Л.Н.Толстого было издано на французском языке» является объектом культурного наследия регионального значения. Указанный объект поставлен на государственную охрану Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1980 № 384-15.

Тимофей Михайлович Бондарев, крепостной крестьянин Донской области, родился в 1820 году. В 37 лет он был отдан в солдаты, служил на Кавказе, откуда за переход в секту субботников был сослан в Минусинский уезд Енисейской губернии. В ссылке Бондарев и написал свое сочинение, главная мысль которого заключалась в том, что земледельческий «хлебный труд» должен быть признан основным законом жизни, что всякий человек должен понимать обязательность «хлебного труда» и в сознании этой обязательности должны быть воспитаны люди. Автор обращается как к богатым, так и к бедным, указывая на неправоту жизни первых и веря в возможность наступления торжества трудящегося люда.

Оказавшись под большим впечатлением от труда Бондарева, Лев Николаевич Толстой вступил в переписку с Тимофеем Михайловичем. В 1886 году сочинение Бондарева было напечатано в газете «Русское дело», а в 1906 году издано отдельной книгой с предисловием Л.Н. Толстого. С некоторыми сокращениями оно было переведено на французский язык.

Кроме основного трактата Т.М. Бондарев оставил ряд других рукописей. По подсчету самого Бондарева, сделанному незадолго до смерти, всего им было исписано около 3500 листов. Некоторые рукописи хранятся в фондах Минусинского музея.

На двух или трех огромных курганных каменных плитах он несколько лет подряд высекал выдержки из своего сочинения и наказы - изречения для будущих читателей. Плиты он огородил крепчайшей лиственничной оградой, заранее выкопал себе могилу, сделал гроб и посадил внутри ограды несколько тополей. У будущей могилы он поставил стол с выдвижным ящиком, в который завещал положить экземпляр своей рукописи, чтобы ее могли читать все желающие.

После его смерти 3 ноября 1898 года могила Бондарева постепенно приходила в заброшенное состояние. Археолог Горощенко, проезжая в 1902 году мимо деревни, свидетельствовал: «одна или две плиты разбиты на несколько кусков; надписи кое-где замазаны грязью, небольшой деревянный стол с выдвижным ящиком, в котором находились рукописи Бондарева, лежал в стороне без ножки, ящика и рукописей».

Старое кладбище после революции было ликвидировано, а плиты и камни со всех захоронений были разбиты и увезены. Могила была затеряна.

В 1940 году сотрудниками Минусинского музей были произведены раскопки в предполагаемом месте захоронения, где были обнаружены обломки надмогильных камней, на которых Бондарев выбил свое завещание потомкам.

Осенью 1957 в этом месте местными жителями был поставлен памятник с надписью: «Тимофей Михайлович Бондарев (1820-1898). Писатель – борец за счастье крестьянства Сибири, первый учитель крестьянских детей». Скульптура вскоре растрескалась, и ее убрали, постамент простоял еще несколько лет. К 60-летию со дня смерти деревенского философа 13 сентября 1958 года село официально изменило свое название. В середине 1980-х годов на пустыре поставили обелиск. На мраморной глыбе высечены слова «Здесь похоронен просветитель Т.М. Бондарев (1820-1898)».

В 2015 году по заказу Министерства культуры Республики Хакасия был разработан проект зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации «Могила Бондарева Т.М. (1820-1898 гг.), ссыльного крестьянского философа, страстного искателя правды» (в том числе определение границ территории объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон) исполнитель работ Автономная некоммерческая организация «Центр перспективных разработок».

На основании указанной документации Госохранинспекция приказом № 44 от 19.06.2018 утвердила границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Могила Бондарева Т.М. (1820–1898 гг.), ссыльного крестьянского философа, страстного искателя правды, написавшего сочинение «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца», которое в 1890 г. с помощью Л.Н. Толстого было издано на французском языке».

По словам Кыштымова Владимира Васильевича, гражданина, от которого поступил вопрос главе Хакасии Валентину Коновалову в рамках прямого эфира 7 апреля 2022 года на телеканале «РТС», 30 августа 2014 года на встрече выпускников Бондаревской школы краевед Махно Юрий Карпович в устной форме указывает на то, что памятник установлен на предполагаемом месте могилы Бондарева Т.М., а настоящая могила находится в стороне. При обустройстве места своего будущего захоронения Бондарев Т.М. посадил шесть тополей. На сегодняшний день сохранились три тополя сросшиеся у комеля, которые возможно были посажены Бондаревым Т.М.

В настоящее время иных достоверных сведений о месте расположения захоронения Бондарева Т.М. нет. Кроме того, учитывая, что Бондарев Т.М. был похоронен на кладбище, в случае обнаружения костных останков необходимо проведение дополнительных экспертиз на определение их принадлежности.

Кыштымовым В.В. проводится работа по поиску прямых потомков Бондарева Т.М. для получения разрешения на эксгумацию в судебном порядке и проведения ДКН-генеалогической экспертизы.

Добавить комментарий