В столице Хакасии в выставочном зале «Чылтыс» 6 августа открылась ежегодная отчётная выставка работ участников творческого объединения «Тёплые краски». На выставке представлено более 70 произведений. БОльшая их часть выполнена в технике масляной живописи. Авторы показывают и жанровое разнообразие в своем творчестве – это пейзажи, портреты, натюрморты, тематическая картина, анималистика.
Впечатлениями о выставке поделилась с читателями 19rusinfo.ru член Союза композиторов Хакасии и участник выставки «Тёплые краски» Тамара Гигуашвили:
«Абаканская картинная галерея им. Ф. Е. Пронских с выставочным залом «Чылтыс» стала для Хакасии социокультурным институтом, центром места встреч для общения, обмена информацией различных типов культур, людей разных взглядов, идей. В очередной раз, на этой неделе, открылась выставка творческого объединения художников «Тёплые краски». Диалог специалистов с горожанами, творческими людьми и общественными организациями имеет просветительскую, эстетическую ценность.
Мир вокруг нас красочный, насыщенный разнообразными событиями, природными явлениями. Здесь, в Хакасии, своеобразный рельеф – саянские горы и высокогорье с ледниками, со снежными синеющими тасхылами. Здесь есть все: тундра, тайга, леса и степи, реликтовый ландшафт, хранящий памятники истории и археологии, тесно связанные с землей. Всё это можно увидеть в картинах художников. Каждая их работа – это сочинение на свободную тему.
Традиционно одной из ведущих тем в творчестве современных художников является Хакасия, в том числе её уникальная природа. «Зимнее утро в Саянах» Тамары Ощепковой наполнено свежим дыханием нового дня. Юрий Марьясов красками передает притягательную красоту излюбленного места туристов, спортсменов и просто отдыхающих – природного парка «Ергаки», который находится среди озер, гор с пиками причудливых очертаний и разнообразной живой природы.
Ольга Мармылева маслом на холсте написала «Сафроновский курган» с парящим над древними могильниками орлом. На картинах представлены и городок Абаза, расположившийся среди гор, и «гора Чалпан». Всматриваясь в картину Любови Тестовой «Сосновый берег», чувствуешь хвойный аромат соснового леса. «Горный пейзаж» можно найти среди картин Тамары Ахрамович, выполненных маслом на ДВП, Тамары Бабаевой – на холсте «Зимние острова. Деревни Кайбалы». Реки Хакасии – Сизая, Она, Енисей - как бурными потоками, так и спокойно разливающиеся изображены в работах художников Юрия Марьясова и Александра Крячика.
Как будто листаешь страницы истории Хакасии, глядя на серию картин исторического жанра художника Юрия Чех, – «Всадники в степи», «Нас (всадников) не догонят…», «Хакасия родная!». Священную двуглавую гору Тепсей величественно изобразили Мармылёва и Крячик.
Сельский пейзаж находим в работах Тамары Бабаевой. Её картина «Село Кирово. Баржа» уникальна. Где ещё можно увидеть баржу в селе на полотнах художников? Мария Зыкова изобразила коровушку рядом с теленком, ласково назвав картину «Мамой». Тёплое парное молоко, заботливая мама – эмоционально захватывающие образы переносят зрителя в атмосферу сельской местности с фермерскими хозяйствами. От этого невольно думается о необходимости возрождения сёл, о заботе за коровушкой, всех кормящей животворящим молоком.
На выставке есть картины с изображением домашних и диких животных – овцы, свиньи, коровы, собака, а также рысь, еноты, снежный барс. Не обошли вниманием и птиц. Два автора даже посвятили свои работы удивительной птице с высоким интеллектом Вороне. Она хищная, но может быть и ручной, говорящей, именуемой «Кар Карыч» или «Карлуша».
Очень выразительно птицу изобразила Тамара Бабаева на картине «Смотрящий ворон», используя бумагу, сухую кисть, масло, акварель. Другая ворона по имени «Клара» на ветке лакомится ягодами рябины на картине Тамары Гигуашвили.
Легенда о птице счастья – розовом фламинго (хысхылых) вдохновила её показать на картине то, что «в давние времена у хакасов существовала традиция сватовства «хысхылых», дарения фламинго. Мужчина, поймавший фламинго, мог сватать к любой понравившейся девушке. На птицу одевали красную шелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней в юрту родителей девушки. Последние должны были принять подарок, а взамен отдать дочь, причём никакого калыма со стороны жениха не полагалось. Если девушку не отдать, то, по хакасским поверьям, «хысхылых» проклянет этот дом».
Как гимн красоте и радости с полотен картин в нашу жизнь врываются: нарядный огромный «Наш подсолнух» Татьяны Ткаченко, «Пионы» Сергея Волокитина, «Хризантемы» Тамары Ахрамович, «Девочка с подсолнухами» и не только. Сочные «Помидорки» на небольшой по размеру картине Татьяны Ткаченко, как символ семьи, где всего на одной ветке все 6 помидорок наполнены живительным, целебным соком, приносящим пользу.
Выделяются философские по замыслу картины ряда художников: работа Тамары Ахрамович с изображением скачущей лошади по спокойно цветущему нарядному ромашковому полю, утаптывая копытами нежные белые лепестки цветков; работа Светланы Стафиевской «В море» на большом полотне в лучах заходящего изображает лодку в неповторимом золотом, завораживающем закате солнца; её же в картине «Благие намерения» – дальние в длинном коридоре ещё закрытые двери.
Красивый натюрморт Сергея Волокитина, написанный в мягких пастельных тонах, с изысканно вьющейся виноградной лозой, фруктами и кувшином, разрисованным орнаментом, может украсить интерьер.
Портретный жанр занимает значительную часть выставки. Пётр Астанаев написал цветными карандашами серию портретов любимых артистов – Анны Герман, Владимира Коренева, Юрия Шатунова, Валентины Толкуновой.
Никита Борисенков пишет картины во фламандской манере раннего периода эпохи Возрождения. Авторские композиции «Дева Мария в молитве» и « Св. Мария Магдалина» написаны на доске маслом.
За основу портрета канадской модели Fanny Rosie с ее одобрения взята фотография модели. Композиция переработана и частично видоизменена под авторское видение. Портрет «Джокер» написан маслом на холсте. За основу взят кадр из одноименного к/ф 2019 года. Кадр частично переработан в графическом редакторе по замыслу автора.
Новогодний вечер современного Абакана, когда музыка играет и улицы залиты светом иллюминаций, запечатлен Юлией Шереметьевой на картине «Каток в Преображенском парке». В орнаментальной картине «Горящее Солнце» Тамары Гигуашвили, размышляя о событиях СВО, автор задается вопросом: «Добро или Зло принесет горящее Солнце человечеству планеты Земля?». Так, творчество современных художников, местное искусство, вливается в глобальную мировую культуру.
Среди художников объединения «Тёплые краски» люди разных профессий: врач, инженер, спортсмен, юрист, музыкант, экономист, журналист и многих других. Одних изобразительное искусство увлекло в детстве, других позже – после выхода на заслуженный отдых. Главное – это то, что для всех творчество стало источником новых идей, вдохновения.
В целом экспозиция выставки передает жизнеутверждающее настроение, в художественных образах выявлены идеалы, мировосприятие, отношение к окружающей действительности, к прошлым и современным событиям, тем самым объединяя архаический и традиционный типы культуры. Можно восхищаться, удивляться, размышлять, думать о прошлом, настоящем и будущем с позиции созидателя, творца.
Несколько дней работали над экспозицией выставки сотрудники картинной галереи вместе с директором Алиной Петровой. На открытии выставки со словами приветствия выступили методист выставочного зала – Наталья Бабенко, министр культуры РХ – Светлана Окольникова, начальник Управления культуры, молодежи и спорта администрации Абакана – Франческа Шадрина, руководитель объединения «Тёплые краски» художница Тамара Ощепкова.
Участница выставки Тамара Гигуашвили исполнила под собственный аккомпанемент на аккордеоне свою авторскую песню «Абаканский вальс», отметив, что песня посвящена Дню города Абакана. Выставка прошла в дружеской, доброжелательной атмосфере, с пожеланиями друг другу благополучия и успеха и напоминанием о приближающемся событии – Дне города Абакана».
Тамара Гигуашвили,
член Союза композиторов Хакасии