В Хакасском национальном театре кукол «Сказка» прошла премьера нового спектакля «Хай ээзи. Начало», в переводе с хакасского – «Хозяин горлового пения». С читателями 19rusinfo.ru рецензией на спектакль поделилась автор одноименной пьесы Дарья Колчина.
«В декабре этого года состоялась премьера спектакля по пьесе «Хай ээзи», премьера, которую я с нетерпением ждала, как автор пьесы.
Наверное, каждый автор хочет, чтобы по его произведению появился спектакль или фильм. Поэтому возможность увидеть постановку по мотивам своей пьесы казалась мне удивительной. И именно поэтому я очень внимательно, как любой автор отнеслась к деталям, постановки.
Театр кукол «Сказка» – известнейший театр не только в Хакасии но и в России, очень было интересно посмотреть, какие черты пьеса приобретет на сцене этого театра. И я не ошиблась, полагая, что «Сказка» действительно покажет настоящую сказку.
Мне было очень важно, как именно режиссер, Максим Васильевич Султреков, преподнесет пьесу. Я знакома с его постановками на тему хакасского фольклора, это и цикл спектаклей по хакасским детским сказкам («Медвежонок и бурундук», «Хитрая лягушка») и яркий спектакль, который успел покорить московского зрителя на фестивале «Истоки», «Золотая колыбель горных духов». Поэтому я очень обрадовалась, что именно он будет режиссером «Хай ээзи». На самом деле, я, как автор, понимаю, как сложно показать хакасские легенды, преподнести их современному читателю/зрителю, уже искушенному и не всегда понимающему всю тонкость и уникальность хакасской культуры. Но Максим Васильевич – очень хорошо знакомый с этой культурой человек, даже, скорее можно сказать, тот, кто является воплощением хакасской культуры в какой-то степени, смог передать сюжет и все тонкости в спектакле.
Музыка, погружающая зрителя в медитативное состояние – это очень тонкое, очень плавное повествование, она погружает в историю. Тамара Николаевна Чустеева (Чанкова) – автор музыкального оформления спектакля, она, не просто создала музыку к постановке, она создала историю. Музыка сопровождает героев спектакля и зрителей на протяжении всего времени повествования: плавная, быстрая, громкая, тихая – она словно ведет ткань сюжета. Игра на национальных инструментах – очень важная часть спектакля, чатхан восхитительно вписывается в каждую музыкальную сцену.
Очень интересно было наблюдать за пластикой актёров. В спектакле задействованы очень яркие актёры, заслуженные артисты республики и страны. Поэтому профессиональная работа с куклой, пластика движение, духи, оживающие в руках кукловодов – это настоящая магия, я никогда не перестану удивляться тому, как каждый раз словно чудо – оживает каждый персонаж, обретает личность и душу на сцене. Мне было очень радостно видеть это.
И, отдельное внимание я хочу уделить декорациям спектакля, костюмам персонажей, тому, как качественно проработан каждый образ. Художником спектакля является Арутюнов Эдгард Гарриевич. Один из моих любимых спектаклей, где он также является художником – «Золотая колыбель горных духов». Мне довелось видеть первые эскизы к постановке «Хай ээзи» и я на протяжении всей работы над спектаклем понимала, что художник создаст что-то не менее удивительное, чем Колыбель, ведь он очень хорошо знаком с хакасской культурой, языком, колоритом. Тонкое, чуткое отношение к каждому узору, символу и цвету – удивительно яркий и при этом магически-чарующий спектакль.
Как автор, я конечно, предвкушала и при этом боялась, что меня будет ждать разочарование. Ведь любой автор боится за своё детище (а каждое наше произведение – это наше детище, частичка нашей души), но, посмотрев спектакль, я поняла, что это действительно завораживающая картина. Медитативная, очень магическая, обладающая настоящей мистической силой, история, которую, я надеюсь, еще не раз покажут на сцене театра кукол «Сказка».
Автор пьесы «Хай ээзи» (Хозяин горлового пения),
Дарья Андреевна Колчина