В Хакасии очень долго шли к тому, чтобы представить жителям и ценителям искусства богатейшее и уникальное наследие первого хакасского скульптора, мецената и коллекционера Ирины Карачаковой-Картиной.
Изначально речь шла о музее, куда бы могла войти вся коллекция предметов, а их более 2 тысяч. Это и антикварная мебель, картины, и скульптуры, и авторские работы художника, а также бесценные гобелены из девятого повторения серии «Месяцы Луки» («Январь» и «Февраль»), выполненные в 1737-1740 гг. на мануфактуре Гобеленов в мастерской Одрана ткачом Мишелем Одраном. Сейчас их стоимость превышает миллиарды рублей.
Напомним, что Ирина Карачакова-Картина умерла 25 августа 1989 года в Ленинграде. В завещании свое наследство, а именно художественную коллекцию, она передавала своим земляками.
Тогда во времена перестройки, случилось действительно чудо, так как в любой момент это, не сравнимое ни с чем собрание предметов, могло уйти в любой музей, какой угодно, но только не в Хакасию.
Поэтому открытие зала, хоть и не музея, «Завещаю своим землякам» Ирины Карачаковой Картиной в Хакасском национальном краеведческом музее им Л.Р.Кызласова 5 марта можно назвать самым важным культурно-историческим событием этого года.
А вообще жизнь «последней хакасской принцессы» достойна фильма или сериала, о чем и говорит эта открывшаяся экспозиция.
Корреспондент 19rusinfo.ru предлагает читателям фоторепортаж из музея.
Стоимость представленной в музее коллекции Карачаковой-Картиной настолько огромная, что в Минкультуры РХ даже не берутся говорить, назвать цифры.
- Не считали. Это миллиарды, не миллионы. Когда-нибудь мы привезем специалиста, который все это посчитает. Это будет сумма в разы больше, чем стоимость самого музея, - рассказала министр культуры Хакасии Светлана Окольникова.
- Говорили, зачем такой большой музей, а у нас 164 тыс. предметов в запасниках, а площадей уже нет для их размещения. Это говорит об уникальности культурного наследия Хакасии, - не скрывая эмоций, пояснила Светлана Окольникова.
По ее словам, самое ценное из того, что увидят зрители в новом зале, это, конечно, те самые легендарные гобелены, которые министр сама лично возила в Москву в мастерские Грабаря на реставрацию. Без какой-либо страховки, охраны, просто сдавала гобелены в багаж и летела.
В России таких гобеленов всего три. Один в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и два теперь в Хакасском национальном краеведческом музее им Л.Р.Кызласова в Абакане.
А вообще в коллекции Ирины Николаевны более 2 тысяч предметов. Как ими будут распоряжаться и когда их можно будет увидеть, министр культуры пояснила:
- Здесь предметы, которые представляют наибольшую ценность. Остальные мы будем потихонечку постепенно добавлять. Обновлять, то есть коллекция должна жить, а не так – выставили и она годами живет. В запасниках-то сколько у нас всего. Она должна быть живая, эта коллекция. Но гобелены здесь уже будут теперь.
По мнению министра культуры, по значимости, по ценности наследие Ирины Карачаковой-Картиной можно сравнить с коллекциями Эрмитажа.
- По масштабу, конечно, Эрмитаж есть Эрмитаж. Но от Урала до Дальнего Востока ничего подобного нет. Это наш маленький Эрмитаж.
Если отвлечься и поднять голову вверх, то на потолке можно увидеть нечто очень напоминающее люстру. Но это не совсем так. Дизайнерское решение - отобразить фотографии скульптора на прозрачной поверхности, пришло к художнику Владимиру Агееву совсем не случайно.
- Сложился образ бриллианта, если говорить об Ирине Николаевне. Поскольку она бесспорно была многогранной личностью, - рассказал художник.
Поэтому он и придумал такой символический бриллиант, который помимо самой идеи, еще и решил проблему не очень эстетично смотрящегося в данном случае потолка. Визуально вышло очень красиво и необычно.
От самой концепции до открытия у Владимира Агеева ушло около двух лет, чтобы воплотить идею, создать впечатляющий своей гармонией и красотой зал скульптора Ирины Карачаковой-Картиной.
- Самое трудное – первоначальный этап проектирования. То есть здесь сталкиваются физическая и духовная сферы. Нужно донести мысль, чтобы это было визуально правильно и так, как бы ты хотел. А кроме словесных средств пока ничего нет. Было сделано, наверное, более 600 эскизов. Из них выбрали 20, которые разрабатывались, на планерках были рассмотрены пожелания, учтены и уже были разработаны, - поделился опытом Владимир Агеев.
Он также рассказал, что золотой, бежевый, коричневый и красный – это цвета весенне-осенней степи Хакасии, когда нет травы. Центральная часть экспозиции выполнена в голубом цвете. Нужно было как-то выделить предметы.
Когда только входишь в зал, то глаза разбегаются. Хочется рассмотреть каждый документ и предмет. Осознать, как эта хрупкая, миниатюрная женщина хранила в своей двухкомнатной квартире в Ленинграде такое невероятное собрание. Говорят, что Ирина Николаевна жила очень просто и многим жертвовала, во многом себе отказывала, только чтобы выкупить, спасти какие-то предметы. Каждый день совершала свой маленький личный подвиг.
В экспозиции также представлены авторские работы скульптора и мастерская с художественными инструментами. Здесь вообще можно зависнуть надолго, пока рассмотришь коллекцию.
В экспозиции также представлены вещи супруга Ирины Николавны - Георгия Козаченко, от которого она унаследовала страсть к коллекционированию.
Чтобы составить свое впечатление об открывшемся зале, о жизни и творчестве Ирины Карачаковой-Картиной, конечно, нужно идти в музей, читать о ней книгу «Наследие последней принцессы Хакасии» и размышлять о времени и судьбе.