Любопытнейшая новость: Большой театр, похоже, возвращает в свой репертуар балет "Герой нашего времени". Интересна эта новость в первую очередь тем, что режиссёр и автор либретто – Кирилл Серебренников. Тот самый, признанный в 2020 году виновным в мошенничестве в особо крупном размере по делу "Седьмой студии". Тот самый, покинувший Россию после начала спецоперации и в лучших традициях понауехавшей "мыслящей интеллигенции" гадящий на родную страну из-за рубежа.
Интересный нюанс: имя Серебренникова в афише не указано. Однако описание произведения на сайте театра не оставляет сомнений в том, что это именно тот балет, "мировая премьера" которого состоялась в 2015 году. После отъезда Серебренникова в марте прошлого года он исчез из репертуара, а теперь вот, судя по всему, грядёт come back.
Иногда они возвращаются
Освежим в памяти ситуацию вокруг того громкого дела. В 2017 году Серебренникова обвинили в краже государственных денег. По версии следствия, при его участии "заведомо завышалось количество и стоимость мероприятий, проводимых в ходе проекта "Платформа", заключались фиктивные договоры на проведение вымышленных мероприятий, а деньги похищались". Да, творческая "элита" требовала прекратить расследование, а актёр Евгений Миронов во время награждения орденом "За заслуги перед Отечеством" даже передал президенту России Владимиру Путину обращение "совести нации" в поддержку Серебренникова. Многие недоумевали: по этой логике выходит, что деньги государство давать творцам обязано, а спросить за их воровство – не вправе.
СКРИНШОТ САЙТА БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Впрочем, раздавались и здравые голоса. Андрей Кончаловский, к примеру, заявил, что не разделяет сочувствия к Серебренникову. Не нашёл оснований для особого отношения к нему и Владимир Меньшов. А ректор ГИТИСа Григорий Заславский, признавая определённые заслуги режиссёра, заметил, что государство вправе проверять расходование выделяемых им денег:
В противном случае не надо брать чужие деньги, существуй на свои.
Несмотря на колоссальное давление со стороны либеральной общественности, суд вынес Серебренникову и подельникам обвинительный приговор. "Творца" приговорили к трём годам лишения свободы и штрафу. Также лихую компанию обязали возместить нанесённый ущерб.
28 марта прошлого года суд отменил приговор Серебренникову и снял с него судимость. Основание – режиссёр "отбыл" половину срока, заплатил штраф и возместил ущерб. А уже 29 марта он покинул Россию.
Что осталось от Печорина?
Возвращение в репертуар Большого театра его "Героя нашего времени" прекрасно укладывается в жизненную концепцию либеральной интеллигенции: ненависть к родной стране отнюдь не противоречит заработку на её гражданах. Этот тезис применительно к ситуации раскроем чуть позже, ну а пока – несколько слов о самом балете.
СКРИНШОТ САЙТА БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Удивительно, но факт: в нём нет голых мужчин, ставших своеобразной визитной карточкой Серебренникова. Грубый сексуальный подтекст вообще отсутствует. Вместе с тем в профессиональной среде он получил неоднозначные оценки. К примеру, балетный критик Татьяна Кузнецова, признавая хореографические достоинства, считает, что "Печорин в этом балете – самый смутный персонаж". Несмотря на то что его партии в разных частях исполняют разные артисты, "Печорин оказался на удивление монотонен и внутренне статичен". Но так ли у Лермонтова? Конечно, нет!
Собственно говоря, Михаил Юрьевич сам дал ключ к раскрытию своего персонажа в монологе Печорина:
Все читали на моём лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать…
Режиссёр, такое впечатление, почему-то не захотел воспользоваться этой авторской подсказкой. И Печорин у него вышел какой-то одномерный. Особенно это заметно в его противопоставлении с "балетным" Грушницким: Печорин здесь однозначно палач, а Грушницкий – однозначно жертва. А ведь у Лермонтова не совсем так. Точнее говоря, совсем не так.
Резюме: в постановке не читается главный лермонтовский мотив. Печорин, как и пушкинский Онегин, – "умная ненужность". У автора романа герой вроде бы и тяготится этим, но, выбирая неверные средства для борьбы с собственной ненужностью, попадает в нравственный тупик. Без этого смысл романа выхолащивается, остаётся только внешний антураж – что мы, собственно говоря, и наблюдали в рассматриваемой постановке.
А деньги кому?
Возникает вопрос: зачем возвращать в репертуар, мягко говоря, небесспорное произведение? И кто в этом в первую очередь заинтересован? Предположение на этот счёт имеется. Авторский договор, по идее, никто не отменял – он продолжает действовать и в том случае, если имя режиссёра не указывается. А раз так – то ему, по всей вероятности, причитаются и определённые отчисления. Выходит, кто-то поиздержался в благословенной Европе? Деньги кончились, и возникла необходимость ещё раз "постричь" русскую публику?
Не потому ли в афише Большого до сих пор значится "Чайка", хотя режиссёр этой постановки Александр Молочников тоже покинул страну и из "цитадели демократии" упоённо постит фейки о русской армии? Впрочем, ситуация почему-то не вызывает удивления. Может ли быть по-другому, если гендиректор театра Владимир Урин в числе прочих деятелей культуры вскоре после начала спецоперации подписал "письмо против войны"?
Среди других внезапных пацифистов от культуры – Олег Басилашвили, Евгений Миронов, Константин Райкин, Дмитрий Крымов. Люди, которые обозначили свою позицию давно и предельно чётко. Интересно, что ни один из них не писал петиции с требованием прекратить войну в Киев, когда нацистский режим после государственного переворота в 2014 году двинул войска на Донбасс. Очевидно, это другое.
Что с того?
Требует проверки вопрос авторских отчислений. Категорически нельзя допускать, чтобы русофобы зарабатывали на постановках в русских государственных театрах. Раз уж выбрали "свободу" – так пусть вкушают её сполна. И чем дальше от нашей страны, тем лучше.
Не в первый раз говорится о необходимости проверки репертуара театров – как столичных, так и провинциальных. Уже совершенно ясно, что это не прихоть "охранителей" – это вопрос национальной безопасности. А то, ей-богу, неудобно получается: на словах все турбопатриоты, а на деле периодически всплывает такое, что хоть святых выноси.