Сегодня 1 декабря современное поколение артистов театра Топанова с почтением отдают дань светлой памяти, благодарности и глубокого уважения одной из самых ярких, талантливых и самобытных актрис прошлого столетия Хакасского национального драматического театра - Валентине Спириной.
Валентина Иосифовна, родилась 1 декабря 1932 году в поселке Туим, Ширинского района. Выпускница второй хакасской студии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии 1956 года.
Единственная актриса пятидесятых годов, которая пришла вместе со всеми в театр, окончив театральный институт, и три десятка лет проработав в Хакасском областном национальном театре, не была удостоена почетного звания, не замечена властями, несмотря на то, что создала ряд ярких и значимых сценических образов, активно участвовала в общественной жизни города и области.
Еще учась в институте Валентина Иосифовна в учебных отрывках играла роли преимущественно женщин средних лет. С великолепными вокальными данными, любила петь хакасские песни и тахпахи. В дипломных работах своего курса выступила в роли Марии в спектакле «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, а также сыграла девушку в драме «Акун» по пьесе М. Кокова.
Талантливая, самобытная актриса была из тех незаменимых героинь, которая успешно создавала образы второго плана, и в этом ей не было равных. Актерские работы Валентины Иосифовны были «хороши» всегда, интересны, узнаваемы и любимы зрителями.
За 32 года преданного служения на сцене Хакасского областного театра создала более ста разнохарактерных ролей в пьесах разных авторов и разных времен: русская классика, зарубежная, современная и национальная. Было у неё свое актерское кредо – «не смотря ни на что, играть и играть!». Поэтому Валентина Иосифовна всегда была в поиске. Находила яркие образы, кропотливо изучала манеры, характеры, особые приметы, повадки, которыми руководствовалась в создании образов на сцене.
Первые профессиональные шаги в театре дали многое. Общаясь с легендарными артистами, старшими товарищами А.А. Шурышевым, А.В. Щукиным, К.С. Чарковой, А.И. Тодиковой, - она училась у них мастерству, познавала трудоемкое, но очень интересное ремесло. Если студенткой Валентина в спектакле «Акун» играла девушку, то в поздних постановках она исполняет характерных, колоритных представительниц, как старшую жену шамана Кака.
В работе с первым профессиональным режиссером Александром Тугужековым Валентина Спирина получила роль Палаваны в спектакле «Белый лотос» по пьесе Шудрака (1957 г.). И это лучшая работа молодой актрисы в театре. Небольшая, но одна из и центральных персонажей, была сделана с огромной внутренней отдачей и любовью. В спектакле «Материнское поле» по Ч. Айтматову, режиссер А.В. Тугужеков (1964 г.) она в образе Земли-Матери пронизывала своим бархатным тембром, чистой и искренностью.
В совершенстве владея, родным хакасским языком В.И. Спирина с увлечением работала над рождением своих героинь в хакасских постановках.
К спектаклю «Одураченный Хорхло» по пьесе А. Топанова (1958 г.) актриса готовилась особо ответственно и тщательно, ибо роль жены бая Хооха - Хомрах в предыдущих постановках играли опытные актрисы - А.Г. Кискидосова, (1942г.), Т.А. Котюшева, (1945г.). В создании своего особенного образа кичливой, комичной богатой свахи, не подвело её актерское дарование и творческое содружество режиссера А.В. Тугужекова и художника – постановщика Л.А. Алексеева. Сколько было тревог, сомнений, переживаний!
В пьесе начинающего автора В. Шулбаевой «Недопетая песня» (режиссер В.И. Ивандаев, 1976 г.) трагичный образ вдовы Пайоки, актриса наделила лучшими чертами современниц - сильной, мужественной, решительной. Это образ женщины - матери являющейся символом самых светлых чувств в мире насилия и крови.
Особое место в её репертуаре занимает одна из ярких работ это комедия «Проделки Айдолая» по пьесе Г. Котожекова (режиссер В.И. Ивандаев, 1977г.). Свою героиню Тыртыс Валентина Иосифовна решает сыграть своеобразно. Любящая комедийные образы она купается в этой роли, используя различные актерские приспособления - меня наряды, тембр голоса, манеру… доведя тем самым свою игру до динамики фарса. С иронией и юмором роль Тыртыс получила особую симпатию зрителей и всегда сопровождалась смехом и аплодисментами.
Актрисой было сыграно много ролей, некоторые из них стали подлинным сценическим открытием. Валентина Спирина работала полутонами, её героини легкоранимые и глубоко страдающие. Такой была дочь Сатика во «Всходах» М. Кильчичакова. В протяжной и грустной песне, она выражала свою безрадостную жизнь Хызамас в доме бая Кужакова.
Ноначах в драматической легенде «Птица счастья» И. Кычакова, Домна (стряпуха) в постановке «Сердце не прощает» по пьесе А. Сафронова, Наталья в постановке «Васса Железнова» М. Горького, медсестра в драме «Всеми забытый» Н. Хикмета, Мири в спектакле «Юстина» Х. Вуолийоки, Ланда «Пока арба не перевернулась» О.Иоселиани, Аквиринэ «Я вижу солнце» Н.Думбадзе, Клавдия Васильевна «В поисках радости» В.Розова, Шанель «Восемь любящих женщин» Р.Тома, трагичная Эрита в «Забыть Герострата» Г.Горина, женщина Арабка в спектакле «Ермак» М. Бударина, мать Валентина в спектакле «Валентин и Валентина» Арбузова, мать большого семейства Одо «Превратности судьбы» В. Шулбаевой и многие другие её роли оставили значительный вклад в истории театра.
Артист в театре всегда жила в ожидании новых ролей, а распределение ролей – игра, кому какая фишка достанется. Получив роль, артист заново возрождается и вновь как в первый раз создает новый неповторимый образ, пока не вынесет на суд строгого зрителя.
Актриса Валентина Спирина никогда не играла вполсилы, в любимой работе находила радость и счастье. Друзья, подруги, коллеги по цеху её любили и обожали за открытость души, за тонкий юмор, за жизнелюбие. Её веселый и радушный нрав всегда магнитил, притягивал всех кто когда–либо с ней соприкасался.
В небесный театр к своим легендарным коллегам Валентина Иосифовна перешла в 1989 году 5 февраля, сообщает пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова.