Информагентство «Хакасия» вместе с Хакасским национальным краеведческим музеем им. Л.Р. Кызласова продолжает знакомить читателей с предметами из коллекции художественной мебели и произведений искусства Ирины Карачаковой-Картиной.
Напомним, что в главном музее Хакасии уже готова к открытию долгожданная постоянная экспозиция хакасского скульптора и коллекционера Ирины Карачаковой-Картиной. Однако из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки в регионе, связанной с распространением COVID-19, торжественное открытие экспозиции пока откладывается.
Полагаем, что онлайн-знакомство с собранием предметов Ирины Николаевны, будет читателям полезным, а когда ковидные ограничения снимут, ценители искусства смогут увидеть предметы своими глазами, как только откроется экспозиция.
Сегодня 19rusinfo.ru и сотрудники Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова представляют вашему вниманию рассказ о работе «Конь с попоной» русского скульптора Петра Карловича Клодта, основателя анималистического жанра в российском искусстве.
Это этюд к третьей группе монументального ансамбля на тему «Укрощение коня» для Аничкова моста в Санкт-Петербурге, являющегося гордостью города.
В Хакасском национальном краеведческом музее имени Л. Р. Кызласова представлен этюд к третьей группе – «Человек могучим усилием осаживает коня». Конь одолевает водителя: человек повержен на землю, конь вырывается на волю, победно выгибая шею и сбрасывая попону на землю. Моделью послужил знаменитый жеребец Амалатбек, принадлежавший императору Николаю I.
А теперь история: В 1832 году П. Клодту поручили создать скульптурную группу бронзовых коней с их укротителями братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии. Расположиться скульптуры должны были на Университетской набережной, напротив Академии Художеств. Однако на набережной установили древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.
Петр Клодт самостоятельно нашел место для коней – Аничков мост. Там их установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили копии коней из гипса, покрашенные под бронзу.
За год Петр Карлович изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год скульптор отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у Петра Клодта родилась новая идея. Он решил не делать копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.
В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу скульптора, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а осматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой.
Кони были так популярны, что в конце XIX – начале XX в. Каслинский и Кусинский заводы отливали по моделям П. К. Клодта около двух десятков статуэток и скульптурных групп.