Сегодня в главном музее Хакасии было оживленно. Республиканские СМИ, в числе которых был корреспондент 19rusinfo.ru, пригласили на презентацию нового уникального проекта «Виртуальная Хакасия».
Проще говоря, у журналистов была возможность примерить VR-очки и окунуться в виртуальное прошлое Хакасии. Тот, кто ранее сталкивался с виртуальными играми, тот поймет и оценит новые гаджеты, которые теперь есть в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова.
Все как в «Аватаре», только на Салбыке.
Наверняка читатели 19rusinfo.ru помнят нашумевший, кассовый, научно-фантастический фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Там герой фильма управляет аватаром как своим телом и становится свидетелем самых разных событий.
В новом проекте главного музея республики любой желающий может погрузиться на 2,5 тысячи лет назад в виртуальное пространство Хакасии, управляя аватаром с помощью специальной гарнитуры.
Побывать на Салбыкском кургане в Хакасии можно, надев виртуальные очки
Кстати, само слово «аватар» пришло к нам из индийской культуры и обозначает странствующую божественную душу, воплотившуюся в живом земном существе, чтобы передать некое послание. Если исходить из этой концепции, то поблуждать по древней хакасской виртуальности могут как взрослые, так и дети. Аватар заработает сразу, как только посетитель, купивший билет в зал каменных изваяний с виртуальными очками, наденет их и стикеры.
Первой локацией проекта «Виртуальная Хакасия» стал Салбыкский курган. Именно туда перенесутся гости музея.
- Сегодня мы презентуем только один выдающийся памятник археологии — это Большой Салбыкский курган, памятник федерального значения. Надеюсь, большинство из вас видели его. Это действительно один из ярких объектов культурного наследия не только Хакасии, Российской Федерации, но и мирового значения. Возникают вопросы, а как он сооружался, каким он был в момент строительства, как он был сделан?
Проект «Виртуальная Хакасия» направлен на решение этой научно-познавательной задачи. Это научно-популярный проект с элементами интерактива для детской аудитории. Все, что вы увидите, это очень близко к той документальной основе, что мы знаем об истории сооружения этого кургана. Здесь достаточно высокая научность. Наши коллеги из ЦИНТ творчески переосмыслили материал и подали его очень ярко, живо и интересно, - сказал на презентации директор Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р.Кызласова Андрей Готлиб.
Ощущения захватывают с первых секунд, когда попадаешь в древний виртуальный мир. Границы реального стираются незаметно, только успевай нажимать кнопки гаджета. На какой-то момент может показаться, что сейчас замычит корова, или послышится разговор со стороны строителей, занятых возведением кургана.
Достоверно прорисованная картинка будит воображение вплоть до запахов, которых, возможно, и не хватает. Но даже без них представляешь, как припекает солце в голубом небе, дует слабый ветер, стрекочут стрекозы. Конечно, эти игры разума срабатывают, потому что мы имеем представление о современной реальности. Однако ноги подкашиваются сразу, стоит лишь оказаться на возвышенности. Осторожнее, если у вас боязнь высоты. Первым делом мозг задается вопросом: «Хорошо, ты сейчас тут стоишь. Но как ты будешь спускаться?» Голова хоть и не кружится, но чувство, будто тебе надо отойти от камней или переступить на более ровную поверхность, преследует до самого конца путешествия.
Специалисты говорят, если зритель испытывает подобные ощущения, значит цель достигнута.
- Все исходило из идеи - очень сложный материал, историко-культурное наследие 2,5 тыс.лет назад - перенести в маленький доступный формат. Была задача сделать так, чтобы без всяких проводов, инструментов человек надел очки и погрузился в ту эпоху, когда не было ни очков, ни интернета, ни связи как таковой. Наша техническая миссия была - воссоздать полностью в 3D возможность погрузиться. У нас есть талантливый специалист Денис Береженко. Отличный парень, патриот. Живет историей, культурой. Он очень захотел сделать этот проект. Мы помогаем ему командой, технологиями, ресурсами, - рассказал руководитель ЦИНТ Хакасии Константин Новоторженцев.
Так называемая сборка проекта или подготовка программного обеспечения заняла около года. Проект обошелся музею в 1 млн 107 тысяч рублей. Хакасия без преувеличения может гордиться тем, что техническую начинку для виртуальных очков полностью сделали местные специалисты - ЦИНТ РХ. Начиная от моделирования, создания объектов, фотосканов самих объектов, заканчивая программным кодом — это все дело рук хакасских программистов. Это подчеркивает и руководство главного музея Хакасии.
- Мне понравилось! Надо отдать должное разработчику, что он сумел это сделать. Это очень непростая задача. Люди начинают перебирать ногами, потому что ощущение, что находятся на неровной поверхности. Это даже не иллюзия — это полное погружение как бы в реальность. Но это виртуальная реальность. Главное там другое, все-таки я считаю, что там очень деликатное сочетание научности, популярности и интерактивности, которая носит развлекательный характер, - рассказал 19rusinfo.ru директор музея Андрей Готлиб.
Уже в эти выходные посетители музея смогут оценить новую опцию и побродить по Салбыкскому кургану, узнать, как его строили, и даже смогут спуститься в само захоронение. Это настолько потрясающее ощущение, когда вы спускаетесь под землю и находитесь рядом с усопшим в окружении древних артефактов.
- Впечатления яркие. Полное погружение. Все предметы активны, можно брать в руки посуду, топоры, ножи, можно пострелять. Можно ходить, бегать, прыгать. Класс! Я зашел в юрту, пострелял вокруг, вспомнил, как я делал это в детстве. Вернулся сюда в реальность, - поделился впечатлениями участник презентации Юрий.
Сейчас специалисты ЦИНТ Хакасии рассматривают другие локации региона, которые могли быть интересны зрителям и туристам. Среди них Боярская писаница и грот Двуглазка. Говорят, если после виртуального погружения человек захотел съездить на Салбыкский курган и посмотреть его вживую, значит проект удался на 100%.
В главном музее Хакасии очень надеются, что это первое успешное сотрудничество с ЦИНТ Хакасии станет началом для воплощения других не менее интересных, научно-популярных идей.
Во всяком случае сегодня музейные работники и программисты показали пример прогрессивной коллаборации, чего нам так иногда не хватает в Хакасии. И это лишь начало.
Особенно радует, что объявленный в Хакасии Годом археологии 2022 год стартовал с такого значимого виртуального проекта.