Что объединяет гобелены из Нью-Йорка и Абакана
Фото: М.Чебодаева

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Что объединяет гобелены из Нью-Йорка и Абакана».

В собрании Хакасского национального краеведческого музея (Абакан, Хакасия) хранятся два гобелена, который были завещаны в 1989 году ленинградским скульптором И. Н. Карачаковой-Картиной. Два французских гобелена относятся к девятому повторению серии «Месяцы Луки» («Январь» и «Февраль»), выполненные в 1737-1740 гг. на мануфактуре Гобеленов в мастерской Одрана ткачом Мишелем Одраном.

Изучая историю французских гобеленов, меня как исследователя привлекла данная серия французских гобеленов «Месяцы Луки». Из исследований выяснилось, что в настоящее время в Метрополитен-музей (Нью-Йорк) хранится повторы гобеленов серии «Месяцы Луки», которые ранее принадлежали Луи-Александру де Бурбон, графу Тулузскому (1678-1737) - третьему узаконенному сыну короля Франции Людовика XIV и маркизы де Монтеспан, его официальной фаворитки (1668-1680).

Всего данную серию «Месяцы Луки», хранящихся в Метрополитен-музей вошло 10 гобеленов (январь, март, апрель, май, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) и 2 гобелена (февраль и июнь) в настоящее время хранятся в Музее национальной мебели в Париже.

В Метрополитен-музей гобелены серии «Месяцы Луки» поступили в 1944 году от Джона Дэвисона Рокфеллера-младшего. Метрополитен-музей – это один из крупнейших и четвёртый по посещаемости художественный музей мира. Расположен в Нью-Йорке в США по адресу Пятая авеню, дом № 1000. Сегодня в постоянной коллекции Метрополитен-музей находится более двух миллионов произведений искусства. К слову нужно сказать, что Джон Дэвисон Рокфеллер- младший (1874-1960)-крупный филантроп и один из ключевых членов известной семьи Рокфеллеров. Он был единственным сыном бизнесмена и владельца «Standard Oil» Джона Д. Рокфеллера-старшего. В 1910 году Рокфеллер-младший ушёл из компаний «Standard Oil» и начал активно заниматься филантропией. Во время Великой депрессии он разработал и стал единственным инвестором огромного, состоящего из 14 зданий комплекса Рокфеллеровского центра, расположенного в центре Манхэттена, в результате чего стал одним из крупнейших владельцев недвижимости в Нью-Йорке. В 1913 году вместе с отцом, Джоном Д. Рокфеллером-старшим и Фредериком Т. Гейтсом основал Фонд Рокфеллера - один из первых благотворительных фондов США.

Что объединяет гобелены из Нью-Йорка и Абакана

Гобелены серии «Месяцы Луки», хранящиеся в Метрополитен-музей были созданы 1732-1737 – х годах на мануфактуре Гобеленов в Париже и также были вытканы, как и гобелены из Хакасского национального краеведческого музея в мастерской Одрана ткачом Мишелем Одраном.

Из истории текстиля во Франции известно, что Гобелен - это фамилия фламандских красильщиков шерсти и ткачей, которые в середине XV века обосновались в парижском округе Фобур-Сен-Марсель, где изначально и размещалась мануфактура, по адресу: XIII округ Парижа, улица Гобеленов, дом 42. Мануфактура Гобелен была основана в апреле 1601 года королевским указом Генриха IV по предложению его коммерческого советника Бартелеми де Лаффема. В 1597 году Генрих IV, желая составить конкуренцию знаменитым брюссельским шпалерам, организовал в предместьях Парижа мастерскую. В 1599 году король Генрих IV запретил ввоз ковров, изготовленных за границей, и одновременно с этим дал двум фламандцам - Марку де Комансу и Франсуа де ла Планшу привилегию выделки ковровых изделий, вышитых золотом и серебром, а их рабочих, также фламандцев, освободил от всех податей. Вначале фламандские мастера жили и работали в разных районах французской столицы, включая ремесленное предместье Сен-Антуан в квартале семьи Гобеленов в парижском предместье Фобур-Сен-Марсель.

Что объединяет гобелены из Нью-Йорка и Абакана

В 1602 году Генрих IV распорядился арендовать помещения у семьи Гобелен для работы фламандских мастеров. В 1607 году французским ткачам, работавшим в Амьене и Париже, были даны особые привилегии. Квартал в юго-восточном предместье Парижа стали называть кварталом Гобеленов, а со временем все тканые ковры - шпалеры - французского производства, дабы отличать их от других, итальянских и фламандских, стали именовать гобеленами. В 1643 году с воцарением Людовика XIV начинается новая история мануфактуры Гобеленов. В 1658 году Николя Фуке, королевский «контролёр финансов», оборудовал в местечке Мэнси, близ своего замка Во-ле-Виконт, шпалерную мастерскую, в которую привлёк фламандских ткачей. Мастерскую возглавил первый живописец короля Шарль Лебрен. Мастерская просуществовала чуть более трёх лет. В 1661 году после падения Фуке, ткачей перевели в Париж и разместили в предместье столицы, в округе Фобур-Сен-Марсель, в доме, принадлежащем красильщикам шерсти по фамилии Гобелен. В истории Франции более известна как Королевская мануфактура меблировки, снабжавшая двор французских монархов со времен Людовика XIV.

В 1662 году все производства квартала Гобеленов с прилегающей территорией приобрёл министр финансов короля Жан-Батист Кольбер от имени самого Людовика XIV и превратил их в «Мануфактуру королевской меблировки», в которой стали производить не только ковры, но мебель, мозаику, изделия из бронзы: светильники и детали мебели, а также подоконники и драпировки под общим руководством первого живописца короля Шарля Лебрена. В 1663 году художник Шарль Лебрен был назначен директором Мануфактуры королевской меблировки по распоряжению первого министра Жана-Батиста Кольбера и оставался в этой должности до 1690 года. В это время Мануфактура Гобеленов представляла собой обширное производство, где работали живописцы, скульпторы, рисовальщики-орнаменталисты и гравёры, литейщики, вышивальщицы. Именно они создавали убранство интерьеров «большого стиля» Версаля и Лувра.

В 1694 году из-за финансовых проблем Французского королевства мануфактуру закрыли, но затем в 1697 году открыли вновь.

В доме Гобеленов вначале расположились четыре ткацких мастерских, затем добавили ещё две. Мануфактура насчитывала 250 рабочих, которые распределялись по нескольким отделениям, причём как лица, руководившие производством, так и рабочие, были почти исключительно иностранцы—фламандцы, голландцы и итальянцы.

Гобелены выпускали сериями, развешанные по стенам в дворцах они создавали единое целое с интерьерами «большого стиля» эпохи Короля-Солнце. Иногда гобелены ткались по формату стен конкретного помещения. Натянутыми на подрамник с пышными ткаными обрамлениями, их рассматривали как картины в рамах и теперь уже архитектура подчинялась шпалере. Тканые ковры становились главной ценностью и достопримечательностью интерьеров. На мануфактуре Гобеленов использовали шёлковые нити более 400 оттенков. Палитра используемых красок позволяла соперничать тканому произведению с живописью. «Рубчатая» фактура, создаваемая переплетением нитей основы и «утка» различной толщины, с добавлением золотых и серебряных нитей придавала цвету особенное мерцание. Применение золотых нитей одно время было столь обильным, что король Людовик ХIV вынужден был в 1685 году специальным указом запретить их использование.

В числе копировавшихся в конце ХVII-ХVIII вв. на Гобеленовой мануфактуре была серия фламандских шпалер «Месяцы Луки». Всего в данную серию входит 12 гобеленов, олицетворяющих месяцы года. Автором картонов этой серии считается нидерландский художник Лука Лейденский. Время возникновения картонов в данной фламандской серии - середина или II пол. ХVI века. До мануфактуры Гобеленов брюссельская серия изготовлялась на парижских мануфактурах в I пол. ХVII века. Серия «Месяцы Луки» за период с начала 1680 до 1770 годов копировалась на мануфактуре Гобеленов 12 раз с 5 вариантами бордюров.

Гобелены серии «Месяцы Луки» из Метрополитен-Музей были сотканы по заказу Луи-Александра де Бурбон, графа Тулузского (1678-1737) - третьего узаконенного сына короля Франции Людовика XIV и маркизы де Монтеспан, его официальной фаворитки (с 1668-1680 годы). Луи-Александр де Бурбон так же носил титулы герцога Пентьевра (с 1697 года) и герцога Рамбуйе (с 1711 года). В возрасте 5 лет мальчик получил звание адмирала Франции. В 1693 году под его началом были объединены адмиралтейство Франции и независимое до того адмиралтейство Бретани. В 1696 году был удостоен звания маршала Франции и впоследствии стал одним из командующих королевской армией. Принимал весьма деятельное участие в войне за испанское наследство. В 1704 году командовал французским флотом в сражении при Малаге. В 1706 году участвовал во Второй осаде Барселоны. После смерти Людовика XIV являлся главой морского ведомства Франции- Совета морского флота. В 1723 году граф Тулузский женился на Марии-Виктории де Ноай (1688-1766), которая родила ему единственного сына Луи Жана Мари де Бурбона (1725-1793). Умер граф Тулузский в 1737 году в своем имении Рамбуйе.

Бордюр серии «Месяцы Луки» (1732-1737), «третий вариант», составлен из желтой решетки на синем фоне. В центральной части гербовый щиток с тремя бурбонскими лилиями, увенчанный короной, по сторонам которой расположены два птичьих крыла. В центре боковых бордюров по обе стороны расположены круглые медальоны с изображением предположительно, графа Тулузского в лучах солнца. В середине нижнего бордюра расположен голубой медальон с изображением знаков зодиака, соответствующих месяцам года. На углах в картушах двойной вензель, цветы, фрукты, которые переданы очень реалистично, сплетаются в распущенные гирлянды и букеты. Сюжетные гобелены, исполнялись всегда с большим количеством серебряных и золотых нитей, обрамлённые роскошными бордюрами в виде фруктовых и цветочных гирлянд, дополненных эмблемами и картушами, покрывали все поверхности стен залов королевских резиденций, создавая у зрителя впечатление всеобъемлющей роскоши, что соответствовало эстетике и идеологии «большого стиля».

В настоящее время гобелены данной серий «Месяцы Луки» находятся в различных музеях Европы и Америки – Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Национальном музее мебели (Париж), Галереи Дориа-Памфили (Рим), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Хакасском национальном краеведческом музее и частных собраниях и изучение этой удивительной серии гобеленов «Месяцы Луки» становится все интереснее и увлекательнее для историков искусства.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий