Молибден в Хакасии. Обнулится ли ставка НДПИ?
Фото: pixabay.com

Разговоры об этом ходили ещё в конце 2021 года, и вот наконец-то свершилось: месяц назад стало известно, что руководство страны поручило двум профильным министерствам взяться за вопрос обнуления ставки НДПИ на добычу вольфрама и молибдена.

Ни Минпромторг, ни Минфин о результатах работы по этому поручению пока ещё не отчитались, но сама инициатива выглядит многообещающей.

Ставка НДПИ для вольфрама и молибдена станет ниже?

Сенатор РФ от Санкт-Петербурга Андрей Кутепов ещё прошлой осенью направил премьер-министру Михаилу Мишустину законопроект, предлагающий снизить НДПИ для производителей этих металлов.

Нынешней весной идея максимально приблизилась к тому, чтобы воплотиться в реальность. Так, 22 февраля 2022 года заместитель председателя правительства РФ страны Виктория Абрамченко провела совещание, в ходе которого распорядилась в течение ближайшего месяца соответствующим образом изменить Налоговый кодекс, и, хотя изначально запланированный дедлайн остался позади, надежда на то, что обнуление всё же свершится, ещё есть.

Текущая ставка для обоих металлов составляет 28%.

Согласно протоколу проведённого Абрамченко совещания, налог на молибден собирались сразу снизить до 0%, а изменить НДПИ на вольфрам планировали более плавно: сначала до 8% и только потом до нуля.

Почему в 2022 году так важно снизить налог на добычу?

Оба металла: и вольфрам, и молибден — являются для страны стратегическими, однако по ряду причин их производители в последнее время оказались практически на грани банкротства. И ситуацию с налогом многие металлурги склонны считать последним гвоздём в крышку гроба.

Интересный момент: согласно существующему ГОСТу, молибден и вольфрам относятся к категории редких металлов. А вот Налоговый кодекс считает их скорее цветными, во всяком случае если судить по тому, что налоговая ставка на них установлена точно такая же, как, например, на медь или цинк (28%).

Впрочем, такой она была не всегда. Буквально в прошлом году она была в 3,5 раза меньше и составляла лишь 8%. Однако в 2021 году власти РФ решили поднять ставки на добычу практически всех полезных ископаемых: причиной тому стало желание «компенсировать» образовавшиеся у металлургов сверхдоходы.

Предполагалось, что повышение налогов принесёт федеральному бюджету больше 50 млрд рублей (из них на молибден и вольфрам в 2021 году пришлось 450 млн рублей, в 2022 году должно прийтись 350 млн рублей), но на деле амбициозный план может привести к катастрофе.

Всё дело в том, что такая высокая ставка делает производство вольфрамовых и молибденовых концентратов просто невыгодным. А ведь без них невозможно представить ни авиа-, ни ракетостроение, ни производство военной продукции. Задействованы оба металла и в машиностроительной отрасли, и в создании хирургических инструментов…
финансы

Всё на том же февральском совещании заместитель главы минпромторга Алексей Беспрозванных высказал мнение, что если ставка останется прежней, последствия для отрасли окажутся весьма негативными.

В лучшем случае снизится производительность, в худшем — реализацию инвестиционных проектов придётся поставить на паузу, а производители металлов откажутся продолжать работу. И это при том, что большинство молибденово-вольфрамовых предприятий в России являются градообразующими.

Добыча вольфрама и молибдена в России. Кому тяжело от налогов?

По информации независимого агентства НРА, до последних событий на долю России приходилось примерно 4% от всего производства вольфрама на планете. В последние годы объёмы производимого в стране металла составляли порядка 3,5 тыс. т в год.

Пять лет назад в России добывали чуть больше 4,2 тыс. т молибдена, и этот показатель постоянно падал, в то время как импорт молибденовых концентратов рос (и это при учтённых Государственным балансом запасах в 2,1 млн т).

Теперь, когда огромная часть бизнес-взаимоотношений приостановлена или и вовсе разорвана, вольфрам и молибден становятся критически важными для развития российской промышленности. Но для того, чтобы отрасль в полной мере реализовала свой потенциал, ей нужно если не помогать, то хотя бы не мешать непомерными ставками.

Одним из основных производителей молибдена в нашей стране считается Сорский ГОК, расположенный в Республике Хакасия.

О том, что предприятие находится в предбанкротном состоянии, российские СМИ писали ещё в конце прошлого года.

Теоретически мощность комбината позволяет производить 4,8 тыс. т молибдена в год, однако на практике его ежегодный показатель в 2 раза меньше — всё из-за сильной изменчивости цен на этот металл.

В течение нескольких лет предприятие работало себе в убыток, и повышение ставок в 2021 году стало для него новым ударом: по подсчётам En+ Group, рост налога будет «вымывать» из бюджета Сорского ГОКа порядка 500 млн рублей ежегодно.

В похожей ситуации оказались и вольфрамовые предприятия. Их в России только 4, и все находятся в Дальнем Востоке, работая, как в прошлом году заявил петербургский сенатор Кутепов, на грани рентабельности.

В беседе с РБК руководитель Лермонтовского ГОКа, одного из указанных предприятий, Андрей Щитов назвал ситуацию с НДПИ на вольфрам «очень актуальной проблемой». По словам г-на Щитова, металлурги ведут активную работу с Минпромторгом по поводу возможного снижения ставок: пишут обращения, предлагают обоснования, — но перемен пока нет.

Вместе с тем налог было бы неплохо отменить вовсе или хотя бы обнулить лет на 10; тогда у горняков появится возможность вкладываться в поиск новых месторождений и модернизацию старых.

В истории отечественной металлургии уже были случаи подобного решения: в 2013 году, например, государство ввело нулевую ставку на олово. Как результат, показатели выпуска оловянного концентрата за 7 лет поднялись с 117 тонн до 2,5 тыс. тонн. Аналогичного подъёма хочется и для молибдена с вольфрамом.

dprom.online

Добавить комментарий